Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта, не обновляемой с сентября 2019 года. Новая версия доступна по адресу https://75.ru

Совещание с начальниками территориальных отделов Гослесслужбы края и директорами филиалов КГСАУ "Забайкаллесхоз" и доклад и.о. руководителя Государственной лесной службы Забайкальского края Гринь М.А. «О прохождении весеннего пожароопасного периода 2013 г

04 Июля 2013 г

2 июля 2013 года в актовом зале Росприроднадзора по ул. Амурской 91 состоялось совещание с начальниками территориальных отделов Гослесслужбы края и директорами филиалов КГСАУ "Забайкаллесхоз" на котором обсуждались результаты весеннего пожароопасного периода, выполнение мероприятий по охране и воспроизводству лесов за I полугодие 2013 года, подготовка к защите бюджетных проектировок и финансовая дисциплина.
С докладами выступили и.о. руководителя Гослесслужбы края Гринь М.А., и.о. директора КГСАУ Шильников В.А., заместитель руководителя Гослесслужбы края Дугаржапова Т.Б.

Ниже представлен доклад  и.о. руководителя Гослесслужбы края Гринь М.А. и приложения к докладу по ссылке.


Доклад

и.о. руководителя Государственной лесной службы Забайкальского края

«О прохождении весеннего пожароопасного периода 2013 г.»

По результатам проверок проведенных в 2012 году состояния охраны лесов от пожаров  в Забайкальском крае установлены следующие причины распространения пожаров:

1.           Неэффективная организация системы охраны лесов от пожаров.

2.           Несвоевременно введенный запрет на посещение лесов.

3.           Несвоевременная реакция на сельскохозяйственные палы.

4.           Не согласованность мер, направленных на обеспечение лесопожарной безопасности в крае.

В целях подготовки к пожароопасному сезону 2013 года  были приняты распоряжения Правительства Забайкальского края «О первоочередных мерах по подготовке к пожароопасному сезону 2013 года» от 26 февраля 2013 года № 89-р и  «О дополнительных мерах по подготовке к пожароопасному сезону 2013 года» от 19 марта 2013 года № 113-р.     Вопрос подготовки к пожароопасному сезону рассмотрен на нескольких заседаниях КЧС края.

19 марта 2013 года в г. Петровск-Забайкальский состоялось выездное заседание Правительства Забайкальского края по вопросу «О дополнительных мерах по подготовке к пожароопасному сезону 2013 года».

Для исполнения поставленных задач Гослесслужбой края издано 14 приказов, несколько распоряжений.

В целом организационная работа по подготовке к пожароопасному периоду, в ходе которой были даны определенные поручения, была проведена на достаточно высоком уровне.

Перед началом пожароопасного периода была  проведена 521 проверка по подготовке к пожароопасному сезону арендаторов, выявлено 40 нарушений Правил пожарной безопасности в лесах, на нарушителей составлены протоколы об административных правонарушениях, выданы требования об устранении нарушений.

Организован подворовый обход в поселениях лиц, имеющих личные подсобные хозяйства с предупреждением их под роспись о запрете выжиганий сенокосных угодий, мест выпаса скота в весенний период, с участием глав поселений составляется реестр лиц, имеющих сенокосные угодья. (17235 дворов, составлен реестр на 4528 человек, имеющих сенокосные угодья), продолжается работа по установке агитационных и других знаков на противопожарную тематику в лесах и населённых пунктах Забайкальского края.

До начала пожароопасного периода были практически завершены организационные мероприятия по формированию специализированной организации КГСАУ «Забайкальское лесохозяйственного объединения». В ходе подготовки проведена проверка готовности сил и средств к ликвидации лесных и степных пожаров.

Должен отметить, что со многих районов края, как ранее так и в настоящее время поступают, по другому не могу сказать «ТРЕБОВАНИЯ» от руководства районов о размещении техники в их районе  или тому подобного.

Есть такое выражение «чисто не там где убирают, а там где не мусорят», перефразируя данную аксиому, хочу сказать: пожаров нет там, где нет источника возгорания, или не поджигают. Это подтвердит любой пожарный.

Безусловно, теоретически возможно сосредоточить в одном районе технику и другие ресурсы, а что в других районах. А как с таким понятием как экономика, специалисты.

Лес не имеет границ. Рассуждение о том, что вот у «них» горит,  и они не принимают мер по недопущению перехода к «нам», а мы только ждем на «границе» должно уйти в прошлое.

Проведенный анализ целесообразности размещения сил и средств в местах их дислокации,  эффективности межрайонного маневрирования   по результатам сложившейся ситуации с пожарами в мае 2013 года в основном подтвердил принятые ранее решения. Все недочеты в размещении сил и средств в настоящее время исправляются.

Да, имеются недостатки в технической готовности сил и средств. В первую очередь связано это с финансовыми ресурсами. По самым сжатым потребностям на содержание и приведение в полною готовность всех имеющихся сил, без учета доукомплектации автотракторным парком, необходимо в год около 400 млн. руб., предварительно планировалось на 2013 г.  примерно 210 млн. руб., фактически предусмотрено бюджетом около 100 млн. руб. В настоящее время данный лимит, при жесточайшей экономии, практически исчерпан. А еще минимум три- четыре месяца пожароопасного периода.         

Пожароопасный сезон в 2013 году начался 25 апреля (на месяц позже чем в прошлом году - 26 марта), первый лесной пожар зарегистрирован в Петровск-Забайкальском районе.

Всего с начала пожароопасного периода 2013 года на территории Забайкальского края по состоянию на 01.07.2013 г. зарегистрировано 388 очагов лесных пожаров (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – 774) на общей площади 54,3тыс. га (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года –  484,6тыс. га)(слайд 7).

Наибольшее количество пожаровв 2013 годувозникло в следующих лесничествах: Петровск-Забайкальском – 72, Хилокском – 35, Читинском – 41, Карымском – 29, Балейском – 26 (приложение 2).

Наибольшая лесная площадь, пройденная огнем, составила в: Балейском – 15,7тыс. га, Ононском – 5,1 тыс. га, Акшинском – 3,4 тыс. га, Петровск-Забайкальском – 2,9тыс. га.

123 лесных пожара перешли в категориюкрупных пожаров (их площадь составила 43,4тыс. га).

Наибольшее количество крупных лесных пожаров возникло в следующих лесничествах: Балейском – 17 (15,6тыс. га), Петровск-Забайкальском – 17(2,4тыс. га), Карымском – 8 (2,5 тыс. га), Сретенском – 9 (2,4 тыс. га), Шилкинском – 9 (2,1тыс. га) .Крупный пожар – это пожар более 25 га в наземной зоне, 250 в авиационной зоне тушения лесных пожаров.

Если обратить внимание на данные то по количеству пожаров из пяти названных районов первое место занимает Петровск-Забайкальский район  (72), пятое Балейский (26), а по площади – первое место – Балейский – 15,6 тыс. га,   Петровск-Забайкайльский район –  наоборот пятое место – 2,9 тыс. га.  

Кроме этого было зарегистрировано 330 степных пожаров, из них в мае месяце 137.

Если сравнивать количество пожаров, то, несмотря на меньшее количество по сравнению с предыдущими годами следует отметить, что количество пожаров в  мае 2011 (312), в 2012 (282), в 2013 (292) годах примерно одинаковое (слайд 8, приложение 3).

Но если учесть еще 137 зарегистрированных степных пожара, то количество пожаров в мае 2013 года значительно больше официально учтенных в прошлые годы.

Исходя из выше изложенного, снизить количество пожаров нам не удалось.

Следовательно, цели по уменьшению количества возгораний мы не достигли. Об этом будет сказано чуть позже.

Наиболее сложная ситуация с лесными пожарами наблюдалась с 1 по 6 мая, когда возникало от 20 до 40 пожаров, в 2012 году этот период приходился на 4 – 10 мая (от 16 до 40), в 2011 с 1 по 7 мая (слайд 9, приложение 4).

Вместе с тем при сходной пожарной обстановке, в том числе и по метеоусловиям, в мае 2013 года при практически равном количестве лесных пожаров, площадь пожаров составила примерно в шесть раз меньше в сравнении с 2012 г.  (в 2013 г. – 52,1 тыс.га, в 2012 г. – 336,9 тыс.га), а затраты на тушение пожаров на порядок ниже (слайд 10).

Из возникших в 2013 г. 388 лесных пожаров,  в первые сутки потушено 237, что составляет 61 % от общего числа лесных пожаров (слайд 11).

- в 2012 году – 396 (51,2%);

- во вторые сутки 80 пожара (20,7%), в 2012 году – 179 (23,1%);

- в третьи и более 71 пожаров (18,3%), в 2012 году – 199 (25,7%).

Снизить площадь, пройденную лесными пожарами позволили принимаемые меры по тушению степных пожаров, оперативность в переброске сил и средств на действующие пожары, в  основном за счет сил и средств работников подведомственных Гослессслужбе края учреждений.

На ликвидацию пожаров привлекалось от 30 до 70 % работников подведомственных Гослессслужбе края учреждений, а так же от 20 до 60 % техники, кроме этого ежедневно работало от 50 до 150  сотрудников Гослесслужбы края (слайд 12, приложение 5).

Максимальное привлечение сил и средств на тушение лесных пожаров было задействовано 05 мая 2013 года – 1366 человек, из них силы КГСАУ «Забайкаллесхоз» - 817 человек (около 80% от общего возможного числа), 179 (около 80%),  АПС КГУ «Читинская авиабаза, 148 лесной охраны, 188 привлеченных 34 арендатора) и 279 единиц техники (85 пожарных машин, 14 тракторов, 16 бульдозеров, 164 автомашины) -   в основном силы КГСАУ «Забайкаллесхоз».

Для тушения лесных пожаров осуществлялось межрайонное маневрирование силами и средствами подведомственных Гослесслужбе края специализированных учреждений.

Следует отметить, что в большинстве районов, как и в прошлые годы,  организация привлечения сил местных организаций и ДПД находится на очень низком уровне, что не позволяло высвобождать силы КГСАУ «Забайкаллесхоз» и КГУ «Читинская авиабаза» с локализованных пожаров и направлять на действующие пожары.

В 2012 году основной причиной возникновения лесных пожаров стали неконтролируемые выжигания сухой травы (сельхозпалы) – 41% от общего числа (слайд 13).

В 2013 году по причине сельхозпалов возникло  11,3% от общего числа лесных пожаров, кроме этого, как указывалось ранее,  зарегистрировано 137 зарегистрированных степных пожара, а всего было потушено около 600 возгораний травянистой растительности.

То есть причины возникновения пожаров, связанные с несанкционированным проведением выжиганием травянистой растительности, не смотря на введенный запрет, не устранены.

И в первую очередь это связано с тем, что не было организовано контролируемое выжигание травянистой растительности на землях сельхозназначения, как того требовали распоряжения Губернатора.

На территории Забайкальского края осуществляется авиационное и наземное патрулирование.

С начала пожароопасного сезона с 25 апреля – по 28 июня 2013 года проведено 2284 патрулирования лесов, выставлено 1368 постов. По результатам проведенных мероприятий составлено 53 протоколов об административных правонарушениях по ст. 8.32 КоАП РФ, в том числе инспекторами ГЛС - 35, составлено 7 протоколов по статье 36.2 Закона Забайкальского края об административных правонарушениях (запрет в лес), 3 протокола по статье 51.2 ЗЗК (выжигание сухой травы на земельных участках), передано 343 сообщений о пожарах, проведено 4176 бесед с населением о соблюдении Правил пожарной безопасности в лесах, 1484 человека предупреждено на месте, потушено 143 костра, выдворено из леса 691 человек, вручено 5459 листовок на пожарную тематику.

В 4 случаях выявлены предполагаемые виновники возникновения лесных пожаров (Аргунский, Карымский, Оленгуйский, Красночикойский тер. отделы).

По всем лесным пожарам переданы сообщения в органы ГПН и отделы полиции.

По данным УМВД России по Забайкальскому краю отказано в возбуждении уголовных дел - 88, возбуждено 2 уголовных дела по статье
261 ч. 4 УК РФ (поджог с причинением крупного ущерба, по Красночикойскому, Калганскому районам, лица установлены).

По данным управления надзорной деятельности МЧС России по Забайкальскому краю возбуждено 37 уголовных дел по статье 261 ч. 1 УК РФ, отказано в возбуждении 259 дел.

Не смотря на то, что в периоды высокой пожарной опасности в крае ежедневно работало свыше 90 патрульных групп сотрудников Гослесслужбы края, не считая иных структур, существенно снизить количество возгораний в районах края практически не удалось, за исключением разве что города Читы.

Этот опыт следует учитывать, хотя и здесь есть недоработки. Вместе с тем совместными усилиями органов МВД, Гослесслужбы, Администрации года Читы, МЧС, ППС и других в период майских праздников удалось удержать ситуацию с возникновением пожаров под контролем и не допустить возникновения сложной обстановки вокруг г. Чита.

За данный период группами потушено свыше 60 костров, а так же передано 8 сообщений о возгораниях, что позволило оперативно принять меры к тушению пожаров.

Дал положительный результат и своевременный и качественный произведенный весенний профилактический отжиг.

Одной из причин возникновения и распространения пожаров, кроме погодных условий  явилось  не своевременное введение режимов ЧС в муниципальных районах.

В связи со сложной обстановкой на территории края приняты следующие нормативно-правовые акты:

- постановлением Губернатора Забайкальского края от 30.04.2013 года № 25 введен режим повышенной готовности с 01 мая 2013 года.

- постановлением Губернатора Забайкальского края от 06.05.2013 года № 26 введен чрезвычайной ситуации с 06 мая 2013 года.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2011г. №376 «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров» чрезвычайные ситуации муниципального характера вводятся, если на территории муниципального района действует не локализованный крупный пожар или лесной пожар действует более 2-х суток.

Данное требование было неоднократно доведено до органов местного самоуправления в ходе заседаний КЧС.

Вместе с тем органами местного самоуправления данное требование не всегда выполнялось.

- Балейский район:

В связи с осложнением пожароопасной ситуации в районе, несмотря на предложение Балейского территориального отдела о введении режима ЧС со 02 мая 2013 года режим ЧС был объявлен только с 04 мая 2013 года после селекторного совещания под руководством  председателя КЧС края Чупина Г.П..

- Красночикойский район:  

Несмотря на сложный пожароопасный сезон (18 пожаров, в том числе крупных 3) режим ЧС должен быть введен 04 мая,  введен только 16 мая, после запроса Гослесслужбы края. (Предложение Красночикойского территориального отдела о введении режима ЧС было проигнорировано).

- Читинский  район:

 не локализованные крупные пожары и действующие более 2-х суток (должен быть введен 02 мая, фактически 04 мая);

- Оловяннинский район:

Не локализованные крупные пожары и действующие более 2-х суток (должен быть введен 03 мая, фактически 06 мая);

- Шилкинский район:

 Не локализованные крупные пожары и действующие более 2-х суток должен (быть введен 02 мая, фактически режим ЧС вообще не вводился).

- Карымский район:

Не локализованный крупный пожар (должен быть введен 04 мая, фактически 06 мая);

При действующих крупных лесных пожарах более 2-х суток режим ЧС вообще не вводился в  Газимуро-Заводском, Шелопугинском, Чернышевском  районах.

Из 338 пожаров 131 пожаров возникло в пяти километровой зоне от населенных пунктов, в большинстве случаев в на расстоянии не более 2-3 км.

Только в по г. Чите и Читинском району сообщение о пожаре поступило не от сотрудников лесной охраны или подведомственных Гослесслужбе края специализированных учреждений, а от местного населения и иных патрульных групп.

Это говорит об эффективности принимаемых мер по работе патрульных групп, ДПД местного самоуправления, эффективности мер по предупреждению возникновения пожаров, а с учетом выявленных виновников и о результатах деятельности органов правопорядка.

Следовательно, и в данном направлении не все удалось сделать.

Исходя из вышеизложенного,  ситуацию с лесными пожарами удалось удержать только принятием мер по тушению степных пожаров,  и привлечением всех возможных сил  подведомственных Гослесслужбе края специализированных учреждений на тушение лесных пожаров.

ВЫВОДЫ:

Полученные результаты по охране лесов от пожаров, а именно: оперативность тушения, снижение площадей пройденных пожарами  в 2013 г. позволяют сделать вывод,  что по вопросу организации системы охраны лесов от пожаров меры приняты достаточные.

Своевременная ликвидация возгораний и пожаров травянистой растительности (степных пожаров), не допустила перехода пожаров в лес, где их тушение более сложное, затратное и ущерб кратно больший.

Не смотря на принимаемые меры КЧС Забайкальского края, Губернатора, органы местного самоуправления запрет на посещение лесов, режим ЧС введены не своевременно, что в первую очередь способствовало возникновению пожаров, а так же не позволяло принятию своевременных мер по привлечению сил и средств для лесных тушению пожаров.

Исходя из сложившейся ситуации меры, направленные на обеспечение лесопожарной безопасности, предупреждения возникновения ландшафтных  пожаров, в том числе не санкционированных выжиганий травянистой растительности  в районах края приняты недостаточные.

 ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

- обеспечить проведение профилактической работы с населением по
соблюдению требований пожарной безопасности путем проведения собраний граждан, собраний в организациях, образовательных учреждениях, садовоогороднических и дачных некоммерческих объединений граждан,
подворного обхода в поселениях;

- активизировать работу по созданию и оснащению добровольных пожарных дружин во всех населенных пунктах Забайкальского края, в том числе в части своевременного сообщения о пожарах;

-обеспечить соблюдение норм пожарной безопасности при размещении объектов в местах, прилегающих к лесу;

- продолжить работы по обустройству (обновлению) минерализованных полос, противопожарных разрывов населенных пунктов, ДНТ, а также сенокосных угодий;

- привести муниципальные нормативные акты в соответствие с действующим законодательством в части определения задач и функций добровольной пожарной охраны, её взаимодействия с Государственной лесной службой  Забайкальского края,  Государственной противопожарной службой, установления прав и обязанностей добровольных пожарных;

- при подготовке Планов тушения лесных пожаров реально оценивать возможность привлечение сил и средств;

- обеспечить взаимодействие при решении задач по предупреждению и ликвидации ландшафтных пожаров, привлечению сил и средств;

- оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию с ландшафтными пожарами в части принятия мер по ограничению доступа населения в лес;

-  обеспечить своевременное привлечение сил и средств пожаротушения согласно планов тушения лесных пожаров лесничеств.

- усилить работу по установлению причин возникновения ландшафтных пожаров, выявлению виновников и  привлечению их к ответственности.

Версия доклада в формате Word

Приложения к докладу