Концепция государственной лесной политики Забайкальского края на период до 2020 года
I. Общие положения
1. Леса занимают почти три четверти территории Забайкальского края, являются возобновляемым природным ресурсом. Леса относятся к одному из ключевых факторов социально-экономического развития края, выполняют многочисленные средообразующие функции, обеспечивают сохранение благоприятной окружающей среды и повышение благосостояния граждан, а также обладают особой культурной и эстетической ценностью.
2. Проблемы сохранения и использования лесов становятся все более сложными. В крае накоплен богатый опыт по управлению лесами при различных формах социально-экономических отношений. Вместе с тем в новых социально-экономических условиях, а также в связи с увеличением рисков природных и техногенных катастроф существующие подходы к лесоуправлению требуют изменения.
Современное управление лесами, уровень охраны, защиты и воспроизводства лесов должны соответствовать возросшим социальным, экологическим и экономическим требованиям.
Длительное применение экстенсивной модели лесопользования, ориентированной на постоянное вовлечение в рубку новых лесных массивов, привело к снижению ресурсного и экологического потенциала лесов.
Лесной сектор экономики края нуждается в адаптации к глобализации рынков, развитию технологий, появлению новых видов древесной продукции, усилению конкуренции и ужесточению экологических требований.
3. Настоящий документ определяет принципы, цели и задачи государства в области использования, сохранения и воспроизводства лесов, а также механизмы их реализации.
Настоящий документ базируется на Конституции Российской Федерации, принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и федеральных конституционных законах.
4. В целях реализации государственной лесной политики планируется утверждение Правительством Забайкальского края государственной программы Забайкальского края «Развитие лесного хозяйства Забайкальского краяна 2014 - 2020 годы».
Целевые показатели решения задач государственной лесной политики, количественные значения, характеризующие их достижение, сроки достижения указанных целевых показателей и исполнители, ответственные за их реализацию, определяются в государственных программах развития лесного сектора экономики края.
II. Принципы государственной лесной политики
5. Государственная лесная политика основывается на следующих принципах:
а) признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду, а также на получение достоверной информации о лесах;
б) соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов;
в) многоцелевое и неистощительное использование лесов, а также сохранение площади лесов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
г) сохранение лесов в федеральной собственности при усилении роли частных инвестиций в отрасль;
д) ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления за осуществление полномочий в области лесных отношений на соответствующих территориях;
е) согласованное управление лесами и смежными территориями;
ж) учет социально-экономических, природно-климатических и экологических особенностей районов Забайкальского края;
з) общественное участие при планировании и проведении мероприятий в лесах, учет интересов местного сообщества;
и) обоснованность и последовательность в принятии решений в сфере управления лесами.
6. Государственная лесная политика является основой для разработки и совершенствования лесногои смежного законодательства, нормативно-правовой базы, стратегий, программ и планов развития лесного сектора.
7. Нормативные акты в области лесных отношений, а также в смежных областях не должны противоречить положениям настоящего документа.
III. Цели государственной лесной политики
8. Государственная лесная политика направлена на сохранение и приумножение лесов, максимальное удовлетворение потребностей граждан проживающих на территории Забайкальского края в качественных продуктах и полезных свойствах леса, а также на создание на государственном уровне условий, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие лесного сектора экономики.
9. Для реализации государственной лесной политики необходимо достичь следующих целей:
а) в экономической сфере - эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса;
б) в экологической сфере - благоприятная окружающая среда для граждан и сохранение биосферной роли лесов;
в) в социальной сфере - рост уровня жизни граждан, связанных с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие лесных территорий.
IV. Задачи государственной лесной политики
10. Достижение целей государственной лесной политики обеспечивается решением следующих задач:
а) повышение эффективности управления лесным сектором экономики;
б) интенсификация использования и воспроизводства лесов;
в) развитие внутреннего рынка лесной продукции, включая стимулирование производства потребительских товаров и формирование рынка экосистемных услуг в области леса;
г) повышение конкурентоспособности лесной промышленности Забайкальского края, в том числе максимальное удовлетворение потребностей внутреннего рынка высококачественной конкурентоспособной продукцией лесопереработки местного производства и увеличение ее экспорта;
д) повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредителей, болезней и других неблагоприятных факторов, а также от незаконных рубок;
е) повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;
ж) сохранение экологического потенциала лесов;
з) повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного сектора экономики;
и) формирование условий для участия граждан в принятии решений в области лесных отношений.
V. Механизмы реализации государственной лесной политики
11. Решение задач государственной лесной политики реализуется путем применения законодательных, организационно-технических и финансово-экономических механизмов.
12. При решении задачи повышения эффективности управления лесным сектором предусматривается:
а) совершенствование состава прав и обязанностей, а также расширение сферы ответственности лесничего, которые необходимы для осуществления эффективного государственного управления на вверенной ему территории;
б) создание информационной базы о состоянии, использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов;
в) развитие системы стратегического и текущего планирования в лесном секторе экономики, охватывающей региональный и муниципальный уровни, на основе применения программно-целевого подхода, а также достаточной и достоверной информации;
г) совершенствование системы платежей за пользование лесами;
д) развитие общественного лесного надзора;
ж) ежегодное выполнение арендаторами лесных участков лесохозяйственных, лесовосстановительных, противопожарных мероприятий в объемах предусмотренных договорами аренды лесных участков и проектами освоения лесов.
13. При решении задачи интенсификации использования и воспроизводства лесов предусматривается:
а) развитие форм предоставления лесов в пользование, обеспечение реализации нормы преимущественного права заключения договора аренды на новый срок с ответственными лесопользователями;
б) разработка новых лесохозяйственных и природоохранных нормативов с учетом специфики лесных районов и при условии сохранения экологически ценных лесов;
в) содействие многоцелевому использованию лесов, включая заготовку недревесных лесных ресурсов, а также развитие экотуризма и народных промыслов, связанных с лесом;
г) увеличение объема древесины, заготавливаемой выборочными рубками в лесных насаждениях, где это обосновано лесоводственной необходимостью, с учетом совершенствования технологий и правил их проведения, а также усиления контроля за их соблюдением;
д) обеспечение своевременной постановки на кадастровый учет лесных участков;
е) развитие на основе государственно-частного партнерства транспортной, производственно-энергетической и социальной инфраструктуры;
ж) разработка и внедрение новых стимулирующих механизмов использования лесов, в том числе применение целевых хозяйств, обеспечивающих эффективное ведение лесного хозяйства и конкурентоспособность лесного сектора экономики, прежде всего для поддержки проектов по глубокой переработке древесины;
з) разработка и создание стимулирующих условий для малого и среднего лесного предпринимательства и фермерства при использовании лесов;
и) разработка критериев оценки качества инвестиций в лесной сектор.
14. При решении задачи развития внутреннего рынка лесной продукции, включая стимулирование производства потребительских товаров и формирование рынка экосистемных услуг в области леса, предусматривается:
а) поддержка использования на внутреннем рынке продукции из древесины для строительных нужд, деревянного домостроения, мебельных предприятий, предприятий по производству биотоплива, целлюлозно-бумажных изделий, а также стимулирование государственных закупок этой продукции;
б) стимулирование создания производств, осуществляющих переработку отходов производства, низкокачественной и малоценной древесины (пеллетные производства, предприятия промышленной и коммунальной биоэнергетики и др.);
в) стимулирование производства высококачественных потребительских товаров, содействие формированию рынка экологической лесной продукции, природоохранных и иных экосистемных услуг в области леса, развития "зеленой экономики" и биоэнергетики;
г) создание условий для развития различных систем добровольного подтверждения легальности происхождения древесины и устойчивого управления лесами.
15. При решении задачи повышение конкурентоспособности лесной промышленности Забайкальского края, в том числе максимальное удовлетворение потребностей внутреннего рынка высококачественной конкурентоспособной продукцией лесопереработки местного производства и увеличение ее экспорта, предусматривается:
а) поддержка модернизации предприятий по производству продукции с высокой добавленной стоимостью и строительства новых таких предприятий на основе государственно-частного партнерства в создании инфраструктуры;
б) стимулирование технического и технологического обновления лесопромышленного производства, обеспечивающего углубленную переработку древесины, внедрения ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.
16. При решении задачи повышения эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредителей, болезней и других неблагоприятных факторов, а также от незаконных рубок предусматривается:
а) совершенствование системы предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров, а также ликвидации их последствий;
б) развитие системы наземного, авиационного и космического мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров посредством использования новых дистанционных средств и инновационных информационных технологий;
в) техническое переоснащение специализированных лесопожарных организаций;
г) развитие системы межведомственного взаимодействия при тушении лесных пожаров, маневрирования лесопожарных формирований;
д) совершенствование системы осуществления мероприятий по лесопатологическому мониторингу, лесопатологическим обследованиям, санитарно-оздоровительным мероприятиям;
е) обеспечение открытости оперативной информации о лесных пожарах, повреждении лесов вредными организмами и о других неблагоприятных факторах;
ж) совершенствование межведомственного взаимодействия в сфере предотвращения незаконных рубок.
17. При решении задачи повышения продуктивности и улучшения породного состава лесов на землях различного целевого назначения предусматривается:
а) разработка региональных нормативов воспроизводства лесов;
б) осуществление технической модернизации воспроизводства лесов;
в) разработка и внедрение финансово-экономических механизмов стимулирования лесовосстановления и лесоразведения, обеспечивающих непрерывность лесов и увеличение лесных территорий в малолесных регионах;
г) увеличение доли лесных культур, создаваемых с использованием посадочного материала с улучшенными наследственными и заданными свойствами (в том числе с закрытой корневой системой);
д) повышение качественного состава лесов на основе региональных нормативов рубок ухода;
е) разработка и принятие стратегии защитного лесоразведения в Забайкальском крае;
ж) разработка и осуществление комплекса научных, проектных и производственных мер по поддержанию и сохранению существующих и созданию новых государственных защитных лесных полос и защитных лесных насаждений;
з) разработка региональных программ по защитному лесоразведению, предусматривающих ресурсное обеспечение работ за счет средств субъектов Российской Федерации и сельскохозяйственных производителей.
18. При решении задачи сохранения экологического потенциала лесов предусматривается:
а) сохранение генетического, видового, экосистемного и ландшафтного разнообразия лесов, а также предотвращение фрагментации лесов (в первую очередь лесов, имеющих высокую экологическую ценность);
б) формирование фонда лесов, не подлежащих хозяйственному освоению;
в) применение технологий, обеспечивающих сохранение экологических функций лесов и их биологического разнообразия, включая методы использования лесов, имитирующие их естественную динамику и обеспечивающие формирование разновозрастных многопородных насаждений.
19. При решении задачи повышения научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного сектора экономики предусматривается:
а) реализация моделей интеграции лесной науки и образования на основе создания инновационно-технологических центров и предприятий, научно-образовательных кластеров, центров компетенции, исследовательских проектов молодых ученых и коллективов;
б) стимулирование производителей лесной продукции, принимающих участие в финансировании образовательной, научно-исследовательской деятельности и использовании инновационных разработок в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
в) развитие форм дополнительного школьного образования с ориентацией на потребности лесной отрасли, включая школьные лесничества;
г) развитие системы профессионального образования;
д) развитие системы подготовки и повышения квалификации руководителей организаций и специалистов лесного сектора экономики.
20. При решении задачи формирования условий для участия граждан в принятии решений в области лесных отношений предусматривается:
а) организация партнерского участия органов государственного управления лесами, предпринимателей и гражданского общества в диалоге по вопросам, касающимся лесных отношений, при разработке, обсуждении и принятии нормативных правовых актов и нормативных технических документов, документов лесного планирования, документов стратегического планирования и программ развития лесного сектора экономики;
б) формирование условий для участия научных и образовательных организаций, предпринимателей, общественных объединений и граждан в разработке, обсуждении и принятии решений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (в том числе в форме создания общественных лесных советов при государственных органах управления разных уровней);
в) обеспечение учета интересов сторон при планировании и осуществлении передачи лесных участков в аренду, реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и создания объектов инфраструктуры в лесах;
г) обеспечение открытости информации о лесах, их использовании, охране, защите и воспроизводстве;
д) разработка и законодательное закрепление механизмов обеспечения возможности традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общин сельского населения на лесных участках;
е) формирование у населения, прежде всего молодежи, экологически ответственного отношения к лесам;
ж) государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности;
з) расширение практики мероприятий, направленных на сохранение и посадку лесов;
и) поддержка проведения лесных конкурсов среди детей и молодежи.