Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта, не обновляемой с сентября 2019 года. Новая версия доступна по адресу https://75.ru

Концепция государственной лесной политики Забайкальского края на период до 2020 года

17 Января 2014 г.

I. Общие положения

1. Леса занимают почти три четверти территории Забайкальского края, являются возобновляемым природным ресурсом. Леса относятся к одному из ключевых факторов социально-экономического развития края, выполняют многочисленные средообразующие функции, обеспечивают сохранение благоприятной окружающей среды и повышение благосостояния граждан, а также обладают особой культурной и эстетической ценностью.

2. Проблемы сохранения и использования лесов становятся все более сложными. В крае накоплен богатый опыт по управлению лесами при различных формах социально-экономических отношений. Вместе с тем в новых социально-экономических условиях, а также в связи с увеличением рисков природных и техногенных катастроф существующие подходы к лесоуправлению требуют изменения.

Современное управление лесами, уровень охраны, защиты и воспроизводства лесов должны соответствовать возросшим социальным, экологическим и экономическим требованиям.

Длительное применение экстенсивной модели лесопользования, ориентированной на постоянное вовлечение в рубку новых лесных массивов, привело к снижению ресурсного и экологического потенциала лесов.

Лесной сектор экономики края нуждается в адаптации к глобализации рынков, развитию технологий, появлению новых видов древесной продукции, усилению конкуренции и ужесточению экологических требований.

3. Настоящий документ определяет принципы, цели и задачи государства в области использования, сохранения и воспроизводства лесов, а также механизмы их реализации.

Настоящий документ базируется на Конституции Российской Федерации, принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и федеральных конституционных законах.

4. В целях реализации государственной лесной политики планируется утверждение Правительством Забайкальского края государственной программы Забайкальского края «Развитие лесного хозяйства Забайкальского краяна 2014 - 2020 годы».

Целевые показатели решения задач государственной лесной политики, количественные значения, характеризующие их достижение, сроки достижения указанных целевых показателей и исполнители, ответственные за их реализацию, определяются в государственных программах развития лесного сектора экономики края.

II. Принципы государственной лесной политики

5. Государственная лесная политика основывается на следующих принципах:

а) признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду, а также на получение достоверной информации о лесах;

б) соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов;

в) многоцелевое и неистощительное использование лесов, а также сохранение площади лесов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;

г) сохранение лесов в федеральной собственности при усилении роли частных инвестиций в отрасль;

д) ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления за осуществление полномочий в области лесных отношений на соответствующих территориях;

е) согласованное управление лесами и смежными территориями;

ж) учет социально-экономических, природно-климатических и экологических особенностей районов Забайкальского края;

з) общественное участие при планировании и проведении мероприятий в лесах, учет интересов местного сообщества;

и) обоснованность и последовательность в принятии решений в сфере управления лесами.

6. Государственная лесная политика является основой для разработки и совершенствования лесногои смежного законодательства, нормативно-правовой базы, стратегий, программ и планов развития лесного сектора.

7. Нормативные акты в области лесных отношений, а также в смежных областях не должны противоречить положениям настоящего документа.

III. Цели государственной лесной политики

8. Государственная лесная политика направлена на сохранение и приумножение лесов, максимальное удовлетворение потребностей граждан проживающих на территории Забайкальского края в качественных продуктах и полезных свойствах леса, а также на создание на государственном уровне условий, обеспечивающих устойчивое и динамичное развитие лесного сектора экономики.

9. Для реализации государственной лесной политики необходимо достичь следующих целей:

а) в экономической сфере - эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса;

б) в экологической сфере - благоприятная окружающая среда для граждан и сохранение биосферной роли лесов;

в) в социальной сфере - рост уровня жизни граждан, связанных с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие лесных территорий.

IV. Задачи государственной лесной политики

10. Достижение целей государственной лесной политики обеспечивается решением следующих задач:

а) повышение эффективности управления лесным сектором экономики;

б) интенсификация использования и воспроизводства лесов;

в) развитие внутреннего рынка лесной продукции, включая стимулирование производства потребительских товаров и формирование рынка экосистемных услуг в области леса;

г) повышение конкурентоспособности лесной промышленности Забайкальского края, в том числе максимальное удовлетворение потребностей внутреннего рынка высококачественной конкурентоспособной продукцией лесопереработки местного производства и увеличение ее экспорта;

д) повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредителей, болезней и других неблагоприятных факторов, а также от незаконных рубок;

е) повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;

ж) сохранение экологического потенциала лесов;

з) повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного сектора экономики;

и) формирование условий для участия граждан в принятии решений в области лесных отношений.

V. Механизмы реализации государственной лесной политики

11. Решение задач государственной лесной политики реализуется путем применения законодательных, организационно-технических и финансово-экономических механизмов.

12. При решении задачи повышения эффективности управления лесным сектором предусматривается:

а) совершенствование состава прав и обязанностей, а также расширение сферы ответственности лесничего, которые необходимы для осуществления эффективного государственного управления на вверенной ему территории;

б) создание информационной базы о состоянии, использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов;

в) развитие системы стратегического и текущего планирования в лесном секторе экономики, охватывающей региональный и муниципальный уровни, на основе применения программно-целевого подхода, а также достаточной и достоверной информации;

г) совершенствование системы платежей за пользование лесами;

д) развитие общественного лесного надзора;

ж) ежегодное выполнение арендаторами лесных участков лесохозяйственных, лесовосстановительных, противопожарных мероприятий в объемах предусмотренных договорами аренды лесных участков и проектами освоения лесов.

13. При решении задачи интенсификации использования и воспроизводства лесов предусматривается:

а) развитие форм предоставления лесов в пользование, обеспечение реализации нормы преимущественного права заключения договора аренды на новый срок с ответственными лесопользователями;

б) разработка новых лесохозяйственных и природоохранных нормативов с учетом специфики лесных районов и при условии сохранения экологически ценных лесов;

в) содействие многоцелевому использованию лесов, включая заготовку недревесных лесных ресурсов, а также развитие экотуризма и народных промыслов, связанных с лесом;

г) увеличение объема древесины, заготавливаемой выборочными рубками в лесных насаждениях, где это обосновано лесоводственной необходимостью, с учетом совершенствования технологий и правил их проведения, а также усиления контроля за их соблюдением;

д) обеспечение своевременной постановки на кадастровый учет лесных участков;

е) развитие на основе государственно-частного партнерства транспортной, производственно-энергетической и социальной инфраструктуры;

ж) разработка и внедрение новых стимулирующих механизмов использования лесов, в том числе применение целевых хозяйств, обеспечивающих эффективное ведение лесного хозяйства и конкурентоспособность лесного сектора экономики, прежде всего для поддержки проектов по глубокой переработке древесины;

з) разработка и создание стимулирующих условий для малого и среднего лесного предпринимательства и фермерства при использовании лесов;

и) разработка критериев оценки качества инвестиций в лесной сектор.

14. При решении задачи развития внутреннего рынка лесной продукции, включая стимулирование производства потребительских товаров и формирование рынка экосистемных услуг в области леса, предусматривается:

а) поддержка использования на внутреннем рынке продукции из древесины для строительных нужд, деревянного домостроения, мебельных предприятий, предприятий по производству биотоплива, целлюлозно-бумажных изделий, а также стимулирование государственных закупок этой продукции;

б) стимулирование создания производств, осуществляющих переработку отходов производства, низкокачественной и малоценной древесины (пеллетные производства, предприятия промышленной и коммунальной биоэнергетики и др.);

в) стимулирование производства высококачественных потребительских товаров, содействие формированию рынка экологической лесной продукции, природоохранных и иных экосистемных услуг в области леса, развития "зеленой экономики" и биоэнергетики;

г) создание условий для развития различных систем добровольного подтверждения легальности происхождения древесины и устойчивого управления лесами.

15. При решении задачи повышение конкурентоспособности лесной промышленности Забайкальского края, в том числе максимальное удовлетворение потребностей внутреннего рынка высококачественной конкурентоспособной продукцией лесопереработки местного производства и увеличение ее экспорта, предусматривается:

а) поддержка модернизации предприятий по производству продукции с высокой добавленной стоимостью и строительства новых таких предприятий на основе государственно-частного партнерства в создании инфраструктуры;

б) стимулирование технического и технологического обновления лесопромышленного производства, обеспечивающего углубленную переработку древесины, внедрения ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий.

16. При решении задачи повышения эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредителей, болезней и других неблагоприятных факторов, а также от незаконных рубок предусматривается:

а) совершенствование системы предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров, а также ликвидации их последствий;

б) развитие системы наземного, авиационного и космического мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров посредством использования новых дистанционных средств и инновационных информационных технологий;

в) техническое переоснащение специализированных лесопожарных организаций;

г) развитие системы межведомственного взаимодействия при тушении лесных пожаров, маневрирования лесопожарных формирований;

д) совершенствование системы осуществления мероприятий по лесопатологическому мониторингу, лесопатологическим обследованиям, санитарно-оздоровительным мероприятиям;

е) обеспечение открытости оперативной информации о лесных пожарах, повреждении лесов вредными организмами и о других неблагоприятных факторах;

ж) совершенствование межведомственного взаимодействия в сфере предотвращения незаконных рубок.

17. При решении задачи повышения продуктивности и улучшения породного состава лесов на землях различного целевого назначения предусматривается:

а) разработка региональных нормативов воспроизводства лесов;

б) осуществление технической модернизации воспроизводства лесов;

в) разработка и внедрение финансово-экономических механизмов стимулирования лесовосстановления и лесоразведения, обеспечивающих непрерывность лесов и увеличение лесных территорий в малолесных регионах;

г) увеличение доли лесных культур, создаваемых с использованием посадочного материала с улучшенными наследственными и заданными свойствами (в том числе с закрытой корневой системой);

д) повышение качественного состава лесов на основе региональных нормативов рубок ухода;

е) разработка и принятие стратегии защитного лесоразведения в Забайкальском крае;

ж) разработка и осуществление комплекса научных, проектных и производственных мер по поддержанию и сохранению существующих и созданию новых государственных защитных лесных полос и защитных лесных насаждений;

з) разработка региональных программ по защитному лесоразведению, предусматривающих ресурсное обеспечение работ за счет средств субъектов Российской Федерации и сельскохозяйственных производителей.

18. При решении задачи сохранения экологического потенциала лесов предусматривается:

а) сохранение генетического, видового, экосистемного и ландшафтного разнообразия лесов, а также предотвращение фрагментации лесов (в первую очередь лесов, имеющих высокую экологическую ценность);

б) формирование фонда лесов, не подлежащих хозяйственному освоению;

в) применение технологий, обеспечивающих сохранение экологических функций лесов и их биологического разнообразия, включая методы использования лесов, имитирующие их естественную динамику и обеспечивающие формирование разновозрастных многопородных насаждений.

19. При решении задачи повышения научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного сектора экономики предусматривается:

а) реализация моделей интеграции лесной науки и образования на основе создания инновационно-технологических центров и предприятий, научно-образовательных кластеров, центров компетенции, исследовательских проектов молодых ученых и коллективов;

б) стимулирование производителей лесной продукции, принимающих участие в финансировании образовательной, научно-исследовательской деятельности и использовании инновационных разработок в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;

в) развитие форм дополнительного школьного образования с ориентацией на потребности лесной отрасли, включая школьные лесничества;

г) развитие системы профессионального образования;

д) развитие системы подготовки и повышения квалификации руководителей организаций и специалистов лесного сектора экономики.

20. При решении задачи формирования условий для участия граждан в принятии решений в области лесных отношений предусматривается:

а) организация партнерского участия органов государственного управления лесами, предпринимателей и гражданского общества в диалоге по вопросам, касающимся лесных отношений, при разработке, обсуждении и принятии нормативных правовых актов и нормативных технических документов, документов лесного планирования, документов стратегического планирования и программ развития лесного сектора экономики;

б) формирование условий для участия научных и образовательных организаций, предпринимателей, общественных объединений и граждан в разработке, обсуждении и принятии решений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (в том числе в форме создания общественных лесных советов при государственных органах управления разных уровней);

в) обеспечение учета интересов сторон при планировании и осуществлении передачи лесных участков в аренду, реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и создания объектов инфраструктуры в лесах;

г) обеспечение открытости информации о лесах, их использовании, охране, защите и воспроизводстве;

д) разработка и законодательное закрепление механизмов обеспечения возможности традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общин сельского населения на лесных участках;

е) формирование у населения, прежде всего молодежи, экологически ответственного отношения к лесам;

ж) государственная поддержка распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности;

з) расширение практики мероприятий, направленных на сохранение и посадку лесов;

и) поддержка проведения лесных конкурсов среди детей и молодежи.

Документы