Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Гослесслужбы края
Скачать Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Гослесслужбы края
Введение
Настоящий Доклад подготовлен в целях реализации мероприятий по проведению административной реформы, учитывая распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года № 1789-р, Положения о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, утвержденного распоряжением Правительства Забайкальского края от 16 декабря 2008 года № 190-р (в редакции распоряжений Правительства Забайкальского края от 16 февраля 2010 года № 51-р, от 21 июня 2011 года № 326-р), в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке Докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, одобренными Решением Комиссии по проведению административной реформы в Забайкальском крае 23 марта 2010 года протоколом № 7.
В соответствии с Положением о Государственной лесной службе Забайкальского края, утвержденнымПостановлением Правительства Забайкальского края от 02 марта 2010 года № 91 (в редакции постановлений Правительства Забайкальского края от 18 мая 2010 года № 197, от 05 апреля 2011 года № 115, от 05 мая 2011 года № 154), Гослесслужба края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по контролю и надзору, функции по оказанию государственных услуг и управление в области лесных отношений, в том числе осуществление полномочий, переданных Российской Федерацией.
I. Цели, задачи и показатели эффективности и результативности деятельности
Деятельность Государственной лесной службы Забайкальского края заключается в проведении единой государственной политики, направленной на обеспечение устойчивого, непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов,сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.
Цели и задачи Государственной лесной службы Забайкальского края, а также механизмы их реализации определены, исходя из долгосрочных приоритетов, закрепленных в Конституции Российской Федерации, Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и Программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы.
Заявленные в докладе стратегические цели охватывают все основные направления деятельности Гослесслужбы края:
· обеспечение устойчивого экономического роста, включающая в себя следующую приоритетную цель:
- развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов;
· развитие потенциала государственного управления, включающая в себя следующие приоритетные цели:
-реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией административной реформы в Российской Федерации;
- обеспечение реализации контрольных и надзорных функций;
- повышение эффективности системы документационного обеспечения.
Стратегическая цель №1.
Обеспечение устойчивого экономического роста
Изменения в системе государственного управления лесами, разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, передача им части полномочий в области лесных отношений повышает ответственность субъектов Российской Федерации и влечёт необходимость улучшения санитарного состояния лесов, своевременного противопожарного обустройства лесов, снижения возникновения лесных пожаров.
Леса России являются одним из важнейших природных ресурсов страны. Особенность лесов состоит в том, что они в отличие от многих других природных ресурсов являются возобновляемыми, что позволяет организовать их неистощительное использование.
На долю России приходится более 24 % запасов древесины всей планеты, в том числе более половины мировых запасов наиболее ценных хвойных пород. Без ущерба для природы и экономики в стране можно производить и перерабатывать до 600 млн. кубометров древесины в год. Площадь лесного фонда Забайкальского края составляет 32,6 млн. га, а расчетная лесосека (возможный объем вырубки без ущерба для лесного фонда) 18,3 млн. м3. Фактическое его освоение за 2011 год составило 2,5 млн. м3, что более чем на 25 % больше чем в 2010 году. Расчетная лесосека использована на 13,7 %, однако экономически доступная часть расчетной лесосеки в Забайкальском крае, по экспертным оценкам, с учетом сложившихся цен и таможенных пошлин, не превышает 4,5 млн. м3 (т.е. менее 25 % от общего объёма расчетной лесосеки). Причиной недоиспользования расчетной лесосеки является отсутствие необходимого количества лесовозных дорог, отдаленность и недоступность лесных насаждений, отсутствие крупных инвестиционных проектов по заготовке древесины.
На территории Забайкальского края остались не освоенными несколько перспективных участков в Газимуро-Заводском лесничестве, Аргунском лесничестве и Чернышевском лесничестве с возможным ежегодным объёмом заготовки - 420, 240 и 840 тыс. м3 соответственно. Однако освоение по первым двум участкам будет экономически рентабельно только после ввода в эксплуатацию железнодорожной ветки Нарын-Лугокан.
В настоящее время доля лесного сектора в промышленном производстве края составляет менее 3 %. Основными причинами слабого развития лесной промышленности являются:
· отсутствие на территории края предприятий по глубокой переработке древесины и как следствие отсутствие рынков сбыта мелкотоварной древесины;
· низкий запас древесины на гектар;
· слабо развитая лесная инфраструктура на арендуемых участках;
· большие расстояния до потребителей продукции.
Интенсивность и многие другие особенности правильного лесного хозяйства очень сильно зависят от так называемого целевого назначения лесов - то есть от того, для чего именно предполагается в первую очередь использовать данный конкретный участок леса. Например, в так называемых эксплуатационных лесах - лесах, которые официально предназначены для удовлетворения потребностей человека в материальных ресурсах, прежде всего в древесине - лесное хозяйство должно вестись таким образом, чтобы обеспечить как можно более быстрое выращивание древесины, ее использование и возобновление после рубок. В лесах зеленых зон и лесопарках лесное хозяйство должно вестись таким образом, чтобы обеспечить наибольшую привлекательность этих лесов для отдыха людей. В лесах особо охраняемых природных территорий, целью которых является сохранение эталонных природных экосистем и естественной среды обитания редких и уязвимых видов живых организмов, лесное хозяйство должно обеспечивать наименьшее вмешательство человека в жизнь дикой природы, или вообще исключать такое вмешательство.
В связи с этим при правильном подходе лесной комплекс края может сыграть значительную роль в экономике региона и иметь существенное значение для социально-экономического развития Забайкальского края.
Приоритетная цель № 1.
Развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов
С 2009 года лесное хозяйство ведётся в соответствии с утверждённым Лесным планом Забайкальского края (постановление Губернатора Забайкальского края от 31 декабря 2008 года № 207) и лесохозяйственными регламентами по каждому из 26 лесничеств. Лесной фонд Забайкальского края разделён на четыре лесные района: Байкальский горный лесной район, Забайкальский горно-мерзлотный район, Забайкальский горный лесной район и Забайкальский лесостепной район.Леса Забайкальского края являются одним из важнейших природных ресурсов Забайкалья и расположены на мировом водоразделе, здесь формируются истоки рек Амура, Лены и бассейна озера Байкал.
Развитие потенциала лесных ресурсов невозможно без охраны лесов от пожаров, которая является важным направлением государственной политики, обеспечивающая экологическую безопасность страны и сохранение ресурсного потенциала лесов.
Для достижения данной приоритетной цели необходимо решение следующих тактических задач:
Задача 1.1. Сохранение ресурсного, рекреационного, экологического потенциала лесного фонда, в том числе в условиях негативного воздействия природного и антропогенного факторов
Важнейшим индикатором достижения данной задачи является охрана лесов от пожаров. Лес служит источником ценных продуктов и сырья. Только всемерная охрана леса от пожаров может обеспечить прижизненное использование многообразных полезностей леса. Пожары приносят наибольший вред лесам. Ущерб, причиняемый пожарами, не может сравниться с любыми отрицательными факторами воздействия на лес. На протяжении многих десятилетий лесные пожары рассматривались как стихийное бедствие, приносящее ущерб лесному хозяйству путем уничтожения древесины или снижения ее качества, гибели подроста, увеличения срока выращивания древесины.
Лесные пожары оказывают отрицательное воздействие на всю биологическую среду, затрудняют хозяйственную деятельность, как в период пожаров, так и в последующие годы.
Достижение данной задачи требует увеличения объема средств на подготовку к пожароопасному периоду, проведение агитационно-просветительской работы среди населения, благоустройство территории лесного фонда и устройство мест отдыха.
Ущерб от пожаров в 2011 году составил 324 млн. руб., что выше показателей 2010 года в 5,6 раз. Это связано со сложной пожароопасной обстановкой в Забайкальском крае в 2011 году и относительно спокойной пожарной ситуацией в 2010 году. Но в то же время наблюдается тенденция к снижению размера ущерба относительно 2009 и 2008 года. Относительно 2009 года размер ущерба снизился почти на 25 %, а относительно 2008 года – снижение составило более 33 %, когда ущерб составил 486 млн. руб. Данное снижение говорит о своевременности и правильности организации противопожарных и предупредительных мер, осуществляемые Гослесслужбой края в течение 4-х летнего периода.
В результате пожаров уничтожается сотни тысяч кубометров древесины хвойных и лиственных пород. Лесные пожары угрожают населенным пунктам и народнохозяйственным объектам, примыкающим к лесным массивам или находящимся в лесу. По многолетним данным за период 2001-2011 годы около 50 % лесных пожаров возникает на удалении менее 10 км от населенных пунктов, а около 10 % пожаров – вообще менее 1 км. В весенний период (апрель - июнь) и осенний период (вторая половина сентября - октябрь) возникает до 75% лесных пожаров от их среднегодового количества, при этом причиной пожаров является антропогенный фактор и большинство пожаров возникают вблизи населенных пунктов. После ликвидации колхозов и совхозов их земли оказались фактически бесхозными, брошенными. В последние годы наблюдается постепенное увеличение количества лесных пожаров вблизи населенных пунктов края и увеличение площадей пройденных пожарами. Это обусловлено высоким уровнем безработицы в сельских населенных пунктах края и бесхозностью бывших земель сельхозформирований, госземзапаса, заросших древесно-кустарниковой растительностью, от которых возникает более 90 % лесных пожаров. Для осуществления совместных мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций регионального характера, связанных с лесными пожарами, заключено Соглашение между Правительством Республики Бурятия и Правительством Забайкальского края.
Для комплексного решения поставленных задач в условиях ограниченного бюджетного финансирования специалистами Государственной лесной службы Забайкальского края разработана и реализуется краевая долгосрочная целевая программа «Охрана лесов от пожаров (2011-2014 годы)», утвержденная Постановлением Правительства Забайкальского края от 10 ноября 2009 года № 414.
Показатели, решение которых обеспечивает достижение задачи «Сохранение ресурсного, рекреационного, экологического потенциала лесного фонда, в том числе в условиях негативного воздействия природного и антропогенного факторов» включают в себя:
Объем строительства противопожарных дорог, просек и разрывов, уход за ними- Стабильный объем бюджетных затрат до 2015 года на противопожарное обустройство лесного фонда, в том числе за счет краевойдолгосрочной целевая программы «Охрана лесов от пожаров (2011-2014 годы)»,позволит достигнуть снижения количества крупных пожаров, обеспечить относительное сокращение потерь древесины от пожаров, сократить ежегодные материальные затраты на тушение лесных пожаров, сократить ущерб, причиняемый государству лесными пожарами, позволит более оперативно тушить лесные пожары.
Зачастую при наличии сил и средств пожаротушения невозможно подобраться к очагу пожара из-за отсутствия противопожарных дорог, либо преграды в виде упавшего дерева. Следует отметить, что строительство противопожарных дорог параллельно даёт толчок к освоению данных территорий. Целью проведения прокладки просек и противопожарных разрывов, барьеров, уход за ними является разделение лесных массивов на изолированные друг от друга блоки разной величины. Одним из наиболее эффективных профилактических мероприятий по ограничению распространения огня в лесу является устройство системы противопожарных барьеров (защитных минерализованных полос, разрывов), уход за ранее созданным барьерами. Сеть искусственных препятствий для огня в сочетании с имеющимися естественными преградами (дороги, реки) ограничивает распространение пожара по площади и ускоряет его тушение. Особое внимание уделяется устройству минерализованных полос вдоль государственной границы с МНР, в Кыринском и Акшинском районах, так как ежегодно порядка десяти пожаров с МНР переходят широким фронтом на территорию вышеуказанных районов и распространяются вглубь края.
Также необходимо отметить важность выполнения противопожарных мероприятий муниципальными образованиями, для выполнения данных работ средства ими практически не выделяются или выделяются не в полной мере, хотя мероприятия, проводимые вокруг населённых пунктов, должны финансироваться за счёт местных бюджетов.
Невыполнение запланированных показателей за 2011 год по многим лесохозяйственным мероприятиям, в том числе по строительству противопожарных дорог, просек и разрывов, уходу за ними в объеме 13,4 тыс. км связано со следующими обстоятельствами:
· продолжается реформа лесного хозяйства, постоянно увеличивается объём переданных полномочий в области лесных отношений на уровень субъекта Российской Федерации при уменьшающемся (как в 2010 году) либо постоянно недостаточном объёме финансирования. В 2011 году в очередной раз была изменена подведомственность 24 учреждений, выполняющих основной объём противопожарных и лесохозяйственных работ, от Министерства промышленности и энергетики Забайкальского края к Государственной лесной службе Забайкальского края, что потребовало немало времени для внесения изменения в правоустанавливающие документы и отлаживания системы финансирования.
· с 2008 года все противопожарные и лесохозяйственные мероприятия, в том числе мониторинг пожарной опасности и тушение лесных пожаров, выполняются посредством проведения открытых аукционов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд». На проведение конкурсов требуется около 2-х месяцев – в связи с этим в первые два месяца года мероприятия не выполняются (часть лесохозяйственных мероприятий могут выполняться только в зимний период). В аукционах по закону могут принимать участие любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, что они с успехом и делают, тем самым снижая цену государственного контракта, либо вообще выигрывают его, не имея при этом ни специалистов, ни соответствующей техники для исполнения контракта, что ведёт к невыполнению взятых на себя обязательств. Четыре краевых государственных учреждения прекратили своё существование в связи с проигранным аукционом на выполнение противопожарных и лесохозяйственных мероприятий (КГУ «Верхне-Читинский лес», КГУ «Оловяннинский лес, КГУ «Чернышевский лес», КГУ «Читинский лес»). С 2012 года в рамках реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ часть противопожарных работ отдана подведомственных учреждениям по государственному заданию, что должно улучшить ситуацию.
· В течение 2009 года 65 % всей противопожарной техники (в том числе тяжелой на гусеничной ходу) было передано от краевых государственных учреждений, выполняющих государственные контракты, к ГУ «Противопожарная служба Забайкальского края». Отсутствие тяжелой техники серьезно затрудняет выполнение многих лесохозяйственных мероприятий. Также в рамках соглашения Правительства Забайкальского края с Федеральным агентством лесного хозяйства Российской Федерации в 2011 году была приобретена новая противопожарная техника для комплектации шести пожарно-химических станций третьего типа (ПХС-3). Заключены государственные контракты с заводами-поставщиками на приобретение 84 единиц техники на общую сумму около 210 млн. рублей. Вся эта техника в соответствии с решением Правительства Забайкальского края была также передана в ГУ «Противопожарная служба Забайкальского края».
· не прекращается отток кадров из краевых государственных учреждений в частные структуры, занимающиеся лесным хозяйством, либо в другие отрасли экономики. Из лесной отрасли уходят наиболее квалифицированные кадры. Это связано с низким уровнем оплаты труда, отсутствием стабильности, постоянными реформами в лесном хозяйстве. Недостаток кадров отрицательно влияет на выполнения государственных контрактов на противопожарные и лесохозяйственные работы;
· ежегодно складывается сложнейшая ситуация с лесными пожарами в период апрель-июнь, сентябрь-октябрь, на это время ограничивается лесохозяйственная деятельность, запрещается посещение леса. Большинство имеющейся техники учреждений, выполняющих государственные контракты, в этот период направлено на борьбу с лесными пожарами;
· низкая цена (рентабельность работ близка к нулю) выставляемых на конкурс работ по выполнению лесохозяйственных мероприятий не позволяет привлечь к участию в конкурсе крупных арендаторов, у которых в наличии имеются силы и средства для исполнения контрактов. Субвенция из федерального бюджета на исполнение переданных полномочий в области лесных отношений рассчитывается на основании постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 года № 838 «Об утверждении методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из Федерального фонда компенсаций для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации». Гослесслужба края неоднократно направляла предложения в Федеральное агентство лесного хозяйства Российской Федерации в части внесения изменений в методику расчёта размера субвенции на исполнение полномочий в области лесных отношений. В настоящее время на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации находится проект новой методики расчёта размера субвенции, которая, при принятии постановления, будет действовать с 2013 года.
Площадь лесного фонда, предусмотренная для проведения контролируемых выжиганий сухих горючих материалов- данные мероприятия проводятся с целью остановки распространения лесного пожара и его ликвидации. Плановый показатель выполнен лишь на площади 145,5 тыс.га, что составляет чуть более 58 % от плановых значений. Недовыполнение показателя в 2011 году связано с ранним запретом профилактических выжиганий, установленным Постановлениями глав администраций и районов края.
Средняя площадь лесного фонда, пройденная пожаром, в 2011 году составила 130,4 га, что выше запланированных объемов на 20,4 %. Увеличение данного показателя связано со сложной пожароопасной обстановкой 2011 года, в 26 районах края вводились режимы ЧС, дважды режим ЧС вводился на всей территории Забайкальского края, привлекался федеральный резерв сил и средств из других регионов для помощи в тушении лесных пожаров.
В целях дальнейшей борьбы с лесными пожарами в 2011 году продолжилась работа по доукомплектованию Противопожарной службы. Субъектом приобретено из конверсионной армейской техники 150 авторазливочных станции (АРСов), произведено их переоборудование для тушения лесных пожаров. 20 из них переданы в ГУ «Противопожарная служба Забайкальского края», 130 единиц направлены в муниципальные образования Забайкальского края. Увеличилась и численность лесопожарных команд с 560 в 2008 году до 1570 в 2011 году.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 г. № 345 "О предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования" Гослесслужбой края в 2011 году приобретено лесопожарной техники на сумму около 210 млн. рублей, в том числе:
- пожарная автоцистерна АЦ-1,6-40 – 24 ед.;
- лесопожарный трактор ЛТ-4ЛП (ТЛП-4) – 18 ед.;
- бульдозер Б-10М – 12 ед.;
- седельный тягач – Урал-54362-0111-10 – 6 ед.;
- малые лесопожарные комплексы на базе УАЗ-390945 – 18 ед.;
- полуприцеп – тяжеловоз – 4 ед.;
- пожарная автоцистерна АЦП-6/3-40 – 2 ед.
За счёт вышеуказанной техники на базе лесопожарных частей ГУ «Противопожарная служба Забайкальского края» созданы 6 пожарно-химических станций 3 типа. Они расположились в п.Домна, с.Улёты, г.Петровск-Забайкальский, п.Карымское, с.Акша, с.Шелопугино, что охватывает все основные пожароопасные районы края с возможностью межмуниципального маневрирования.
Пожароопасный сезон в 2011 году наступил 04 апреля (на 19 дней раньше, чем в 2010 году) с момента регистрации первого пожара в Акшинском лесничестве, последний пожар ликвидирован в Шилкинском лесничестве 31 октября 2011 года. Продолжительность пожароопасного сезона составила 211 дней. Всего за 2011 год зафиксировано 1595 лесных пожаров, что более чем в 2,3 раза выше уровня 2010 года, и на 6 % выше уровня 2009 года. В целом за 4-х летний период произошло снижение количества лесных пожаров почти на 19 % (с 1960 в 2007 году до 1595 в 2011 году). Общая площадь, пройденная пожарами в 2011 году, составляет 251773,2 га, в том числе лесная площадь 208033,6 га и нелесная 43739,6 га. По сравнению с аналогичными показателями 2010 года отмечено увеличение площади, пройденной огнём, почти в 3,9 раза.
Наибольшее количество пожаров возникло на территории Петровск-Забайкальского, Читинского и Карымского районов. Тушение лесных пожаров осуществляется всеми имеющимися в распоряжении средствами борьбы с лесными пожарами. Средства пожаротушения и противопожарная техника в последние 19 лет практический не обновлялись, кроме поступившей противопожарной техники в 2005 году и в 2011 году. Износ техники, поступившей в 80-е годы, близок к 100 %, поэтому с началом финансирования в 2011 году краевой долгосрочной целевой программы «Охрана лесов от пожаров (2011-2014 годы)», ожидалось существенное улучшение ситуации в данном направлении. Однако в 2011 году утвержденные лимиты финансирования на данную программу составили менее 40 % от потребности. Несмотря на недостаточность средств Гослесслужба края предприняла все необходимые усилия для достижения поставленных целей и задач. На 2012 год в бюджете Забайкальского края финансирование данной программы предусмотрено в объёме 6,5 млн. рублей, что составляет менее 38 % от потребности. После сложнейшего начала пожароопасного периода 2012 года ожидается увеличение финансирование данной программы в 2012 года до 100 %.
Также не менее важным является показатель «удельный вес лесных пожаров, ликвидируемых в течение суток, от общего числа пожаров». Выполнение данного показателя напрямую зависит от эффективности мер, принимаемых к обнаружению лесных пожаров, скорости доставки сил и средств до очага возгорания, оперативности и грамотности тушения пожаров. По краевой долгосрочной целевой программе «Охрана лесов от пожаров (2011-2014 годы)» за данный период планируется обучить 80 руководителей тушения лесных пожаров из числа работников авиапарашютной службы и наземной противопожарной службы, подготовить 20 трактористов-механизаторов (бульдозеристов) по тушению лесных пожаров, а также 6 лётчиков-наблюдателей. В 2011 году данный показатель составил 65,5 % при плане в 53,4 %, относительно 2010 года улучшился на 4,6 процентных пункта, что свидетельствует об эффективности работы в данном направлении. В течение 2-х суток ликвидировано 17,6 % от общего числа возникших лесных пожаров, от 3-х до 5 суток – 13,1 %, от 6-ти до 10 суток – 3,2 %, более 10 суток – 0,6 %.
Целевое значение данного показателя на 2012 год установлено в соответствии с Распоряжением Правительства Забайкальского края от 28 декабря 2011 года № 713-р. Целевые значения показателя на 2013-2014 годы установлены в соответствии с краевой долгосрочной целевой программой «Охрана лесов от пожаров (2011-2014 годы)».
По всем возникшим лесным пожарам сообщения и материалы были направлены в правоохранительные органы. Из переданных 1595 материалов по лесным пожарам, возбуждено 72 уголовных дела. Из 4 выявленных виновников возникновения лесных пожаров, с ущербом 1795,8 тыс. руб., 4 человека привлечены к уголовной ответственности по статье 261 ч.2 УК РФ и осуждены с взысканием причиненного ущерба в сумме 1795,8 тыс. руб. В данном направлении необходимо усилить работу правоохранительных органов в части выявления и привлечения к ответственности виновников возникновения лесных пожаров.
Удельный вес крупных лесных пожаровсоставил 28,8 %, а площадь, пройденная крупными лесными пожарами, составила 214,9 тыс. га. Относительно 2010 года данный показатель увеличился с 18,3 % до 28,8 %, это связано со сложной метеорологической обстановкой в мае и октябре 2011 года (штормовой ветер, при котором невозможно остановить распространение огня). Наибольшее количество крупных пожаров было зарегистрировано в Читинском, Карымском, Петровск-Забайкальском и Хилокском районах края.
Наиболее важным для снижения показателя «доля лесных пожаров, произошедших по вине человека (в т.ч. от сельхозпалов)» является усиление просветительской деятельности по формированию в обществе понимания важной роли лесов и необходимости бережного отношения к ним. Целевая профилактическая работа направлена на человека, как на основной источник возникновения лесных пожаров. Противопожарная пропаганда, как часть экологического образования населения, превращается во всем мире в одну из важнейших мер предотвращения лесных пожаров (изготовление и установка аншлагов, стикеров, баннеров, видеоматериалов, распространение листовок). Особое внимание в активизации лесопожарной пропаганды и экологического просвещения населения уделено на работе с детьми и молодежью, а также оказанию помощи общественными объединениями и организациями (очистка молодежными движениями придорожных полос, являющихся источником возникновения пожара). Данный показатель в 2011 году равен 87 %, при плане в 88 %. Выполнение данного показателя за 2011 год связано в том числе и с проводимой работой специалистами Гослесслужбы края – проведено 6938 бесед и лекций с населением по вопросам соблюдения правил пожарной безопасности в лесах, опубликовано 97 статей в средствах массовой информации, проведены уроки в школах г.Читы по вышеуказанным вопросам.
Хотя показатель «количество изготовленных и установленных средств наглядной агитации» выполнен на 162,6 % от запланированного объёма, данной работы все равно недостаточно. Это связано с незначительным объёмом средств, выделяемых в виде субвенций из федерального бюджета на выполнение данного мероприятия. В связи с этим Гослесслужба края возлагает большие надежды на устойчивое финансирование краевой долгосрочной целевой программы «Охрана лесов от пожаров (2011-2014 годы)», которое предполагает затратить 224 тыс. рублей на данное мероприятие. В 2011 году за счёт программы были изготовлены аншлаги и установлены в г. Чите и Читинском районе, выпущены видеосюжеты на противопожарную тематику по 12 выходов в день на каналах НТВ и ТВЦ.
Важнейшими показателями для выполнения задачи «сохранение ресурсного, рекреационного, экологического потенциала лесного фонда, в том числе в условиях негативного воздействия природного и антропогенного факторов», являются все виды мониторинга пожарной опасности в лесах – наземный, авиационный, космический. Площадь лесного фонда, охватываемая мероприятиями по организации тушения лесных пожаров наземным и авиационным способом к общей площади лесного фонда в 2011 году равна 100 % и выполнена в полном объёме. Так как ГУ «Противопожарная служба Забайкальского края» в 2009-2011 годах являлось главным исполнителем Государственных контрактов по тушению лесных пожаров в наземной зоне, они планомерно наращивают присутствие пожарных подразделений на территории всей наземной зоны ответственности, создаются новые лесопожарные части, предусмотрено оперативное маневрирование силами пожаротушения. В тех районах, где сил и средств недостаточно, на подряде работают различные организации, в том числе подведомственные Гослесслужбе края краевые государственные учреждения.
Площадь лесного фонда, предусмотренная на проведение космического мониторинга, охвачена в объёме 100 %. Данный вид мониторинга позволил снизить затраты на наземный мониторинг пожарной опасности, он представляет возможность получать в кратчайшие сроки более точную информацию о лесопожарной обстановке в крае, своевременно реагировать на обнаруженные возгорания, вести достоверный учёт количества очагов пожаров.
Главной целью авиационной охраны лесов является обнаружение и ликвидация очагов огня в начальной стадии развития. Для достижения этой цели следует обеспечить необходимую кратность патрулирования. Для своевременного обнаружения и ликвидации лесных пожаров по Забайкальскому краю в соответствии с утвержденной методикой необходимо ежегодное обеспечение финансирования 5000 летных часов и численность работников авиапарашютной службы - 450 человек (фактический налёт авиационного патрулирования в 2011 году составил 1526 часов, чуть более 30 % от потребности, фактическая численность всей авиабазы на конец года составила 337 единиц – около 75 % от потребности).
Одним из путей снижения затрат на авиапатрулирование является приобретение собственной авиации (КГУ «Читинская база авиационной охраны лесов» не имеет в собственности ни одного воздушного судна, на аренду судов расходуются десятки миллионов рублей), но в настоящее время возможности краевого бюджета не позволяют этого сделать. По краевой долгосрочной целевой программе «Охрана лесов от пожаров (2011-2014 годы)» планируется значительно обновить противопожарное оборудование Авиабазы - так в 2011 году было приобретено топливозаправочное оборудование для полевых аэродромов Читинской Авиабазы.
Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от пожаров, показывает процент утраты лесного фонда от лесных пожаров. В 2011 году при плановом показателе потери лесных насаждений на площади 12 000 га, фактические потери составили 7 121 га, относительно 2010 года произошло увеличение потерь лесных насаждений в 3 раза из-за резкого увеличения количества лесных пожаров (с 684 пожаров в 2010 году до 1595 пожаров в 2011 году). Однако к уровню 2009 года наблюдается значительное снижение данного показателя почти в 6,5 раз, а относительно 2007 года показатель снизился почти в 13 раз, когда погибло 90 460 га. Выполнение данного показателя связано, в том числе, и с наращиванием количества лесопожарных команд и своевременно проводимым обучением необходимого количества специалистов по программе «руководитель тушения лесных пожаров».
В целом комплекс мер по противопожарным мероприятиям был успешно выполнен на высоком профессиональном уровне, не допущено перехода лесных пожаров на населенные пункты и объекты экономики края, как это происходило в западной части страны в 2010 году. Это связано в том числе и с тем, что Гослесслужбой края своевременно проведён комплекс организационных мероприятий по подготовке к пожароопасному сезону 2011 года:
1. Распоряжением Правительства Забайкальского края от 1 марта 2011 года № 75-р «О первоочередных мерах по подготовке к пожароопасному сезону 2011 года» поставлены задачи органам исполнительной власти края.
2. Согласованы вопросы межрегионального маневрирования силами пожаротушения в рамках разработанного Рослесхозом плана.
3. Заключено Соглашение между Правительством Республики Бурятия и Правительством Забайкальского края по ликвидации ЧС межрегионального характера, связанных с лесными пожарами.
4. Правительством Забайкальского края утверждены оперативные планы привлечения сил и средств тушения лесных пожаров, которыми предусмотрено привлечение 365 пожарных автоцистерн, 51 водовозок, 42 лесопожарных тракторов, 518 тракторов общего назначения, в том числе 265 с плугами, 570 автомашин для перевозки людей, 235 бульдозеров, 44 тралов с тягачами, 1412 лесопожарных команд с численностью 9325 человек.
5. Приказом Гослесслужбы края от 07.02.2011 года № 88 утверждён План мероприятий по подготовке к пожароопасному сезону 2011 г.
6. Утверждены:
- схема прохождения информации о лесных пожарах;
- порядок учёта лесных пожаров.
7. Проведён учебно-методический семинар с руководителями тушения лесных пожаров с участием Глав сельских поселений, органов МЧС России по Забайкальскому краю.
8. Состоялось 23 заседаний Комиссии по ЧС и ОПБ Забайкальского края по вопросам подготовки к пожароопасному сезону 2011 года и борьбы с лесными и ландшафтными пожарами в течение года. Состоялось 19 заседаний рабочей группы по борьбе с лесными и другими ландшафтными пожарами.
9. По наступлению пожароопасного сезона 04 апреля 2011 года Приказом Гослесслужбы края утверждена комиссия по проверке организации работ по тушению лесных пожаров и их предупреждению на территории лесничеств Забайкальского края.
10. Утвержден Порядок сдачи-приемки документов, обосновывающих затраты на тушение лесных пожаров.
11. Из 26 лесничеств, 7 лесничеств граничат с территориями сопредельных государств. Непосредственно граничат на отдельных участках с Монголией территории Акшинского, Кыринского, Красночикойского и Ононского лесничеств, с КНР Газ-Заводского, Аргунского и Могочинского районов. Протяженность границы по лесному фонду составляет около 700 км. 11 апреля 2011 года в г.Улан-Удэ прошло совещание по вопросам профилактики и тушения лесных пожаров на монгольско-российской приграничной территории. Также в рамках совещания «вопросы по защите от лесных пожаров Монгольско-Российских приграничных территории», проходившем в Монголии, заключён