История создания и деятельности Департамента
История создания и деятельности Департамента государственного имущества
и земельных отношений Забайкальского края
Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края образован в соответствии с постановлением Губернатора Забайкальского края от 27 июня 2008 года № 136 «О мерах по реализации постановления Губернатора Забайкальского края от 05 июня 2008 года № 115 «О временной системе и структуре исполнительных органов государственной власти Забайкальского края и временной структуре высшего исполнительного органа государственной власти Забайкальского края» и является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим отраслевое и межотраслевое управление в сфере:
исполнения переданных Российской Федерацией полномочий по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности;
имущественных и земельных отношений Забайкальского края.
Департамент является уполномоченным органом в области разграничения и перераспределения государственной и муниципальной собственности.
30 сентября 2008 годаПостановлением Правительства Забайкальского края № 39 утверждено Положение о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.
Департамент является правопреемником Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области и Департамента государственного имущества Агинского Бурятского автономного округа.
История создания и деятельности Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области
1991 год
В целях создания необходимых правовых и организационных условий для регулирования отношений собственности, проведения приватизации государственного имущества, развития новых форм хозяйствования, разграничения функций управления государственными предприятиями и организациями на территории Читинской области, в соответствии с требованиями Закона РСФСР от 03 июля 1991 года № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» решением Читинского областного Совета народных депутатов ХХI созыва (восьмая сессия) от 03 октября 1991 года был образован Комитет по управлению имуществом Читинской области, а также утверждено Временное положение о нём.
На первоначальном этапе Комитет по управлению имуществом Читинской области возглавил работу по созданию муниципальных комитетов по управлению имуществом, осуществлял разработку методических материалов по разграничению и приватизации государственной собственности, проводил семинары, совещания, консультации с главами районов Читинской области, председателями муниципальных комитетов по управлению имуществом, руководителями предприятий по вопросам разграничения и предстоящей приватизации государственного имущества, формировал перечни государственных объектов, подлежащих приватизации, совместно с районными администрациями готовил и отправлял в Госкомимущество России документы, необходимые для проведения процедуры разграничения государственной собственности на территории Читинской области.
1992 – 1996 гг.
Во исполнение постановления Правительства РФ от 29 января 1992 года № 52 «Об ускорении реализации программы приватизации на 1992 год», приказом Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 26 марта 1992 года № 35 Комитет по управлению государственным имуществом Читинской области был наделён полномочиями территориального агентства Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
В ноябре 1992 года при участии Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области было образовано государственное учреждение, выполняющее функции продавца государственного имущества, - Фонд имущества Читинской области, с которым тесно была связана деятельность Комитета на протяжении 9 лет.
В соответствии с требованием действующего законодательства 17 декабря 1992 года постановлением Главы администрации Читинской области № 469 было утверждено Положение о Комитете по управлению имуществом Читинской области – органе исполнительной власти Читинской области, территориальном агентстве Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, обладающем правами и полномочиями по управлению и распоряжению государственным имуществом Читинской области и государственным имуществом Российской Федерации, расположенном на территории Читинской области.
На данном этапе Комитет осуществлял деятельность по разграничению прав на объекты государственной собственности, коммерциализации государственных предприятий и объединений, принимал участие в разработке Государственных программ приватизации, быстрыми темпами осуществлял чековую приватизацию государственного имущества, расположенного на территории Читинской области, через средства массовой информации разъяснял населению государственную политику в области разгосударствления собственности. При активном участии Комитета по управлению имуществом Читинской области шло становление рынка ценных бумаг, отрабатывались механизмы его государственного регулирования: учреждалось большое количество хозяйственных обществ, инвестиционных институтов, осуществлялась государственная регистрация выпусков акций, велись операции с ценными бумагами, государственные служащие представляли интересы Читинской области и Российской Федерации в органах управления и контроля хозяйственных обществ с долей государственного участия.
1996 -1998 гг.
В указанный период наблюдалось снижение темпов приватизации, завершилась чековая приватизация государственной собственности.
Основная работа Комитета по управлению имуществом Читинской области была направлена на приватизацию объектов государственной собственности за деньги, профессиональное участие государства в органах управления хозяйственных обществ, государственное регулирование рынка ценных бумаг, сдачу государственных объектов в аренду, передачу в муниципальную собственность объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не вошедших в уставные капиталы акционерных обществ, учреждённых в процессе приватизации, выдачу лицензий на осуществление риэлтерской деятельности и контроль за соблюдением лицензиатами требований законодательства.
1998 -2001 гг.
С 01 апреля 1998 года Комитет по управлению имуществом Читинской области осуществлял полномочия по управлению и распоряжению федеральной собственностью, расположенной на территории области, в рамках Соглашения, заключённого между Министерством государственного имущества Российской Федерации и Главой Администрации Читинской области.
16 апреля 1998 года постановлением Читинской областной Думы № 111 Комитет по управлению имуществом Читинской области был переименован в Комитет по управлению государственным имуществом Читинской области.
Правительством Российской Федерации, Администрацией Читинской области были пересмотрены принципы и приоритеты в области управления и распоряжения государственным имуществом. Новые принципы были изложены в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 09 сентября 1999 года № 1024, и в Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Читинской области, одобренной постановлением Главы Администрации Читинской области от 22 февраля 2000 года № 123.
Во исполнение указанных Концепций постановлением Главы Администрации Читинской области от 15 декабря 1999 года № 1294 была утверждена новая редакция Положения о Комитете по управлению государственным имуществом Читинской области, согласно которой деятельность Комитета были направлена на создание и совершенствование системы управления государственной собственностью, оптимизацию и повышение эффективности государственного сектора экономики.
На данном этапе основная работа Комитета была связана с проведением сплошной инвентаризации и учётом государственной собственности, государственной регистрацией прав Российской Федерации и Читинской области на государственные объекты недвижимости, формированием единой базы данных государственного имущества, приватизацией высвобождаемого военного имущества, усилением контроля за эффективным использованием балансодержателями объектов государственной собственности и результатами финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий, вовлечением неиспользуемых государственных объектов в хозяйственный оборот, выдачей лицензий на осуществление оценочной деятельности, контролем за соблюдением лицензиатами требований законодательства об оценочной деятельности.
2001 – 2003 гг.
В связи с принятием Федерального закона от 17 июля 2001 года № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» постановлением Главы Администрации Читинской области от 21 сентября 2001 года № 566 в Положение о Комитете по управлению государственным имуществом Читинской области были внесены изменения в части наделения Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области полномочиями по управлению и распоряжению земельными ресурсами.
13 августа 2002 года постановлением Администрации Читинской области № 155-А/п было утверждено новое Положение о Комитете по управлению государственным имуществом Читинской области, в котором задачи и полномочия КУГИ Читинской области в сфере управления и распоряжения государственной собственностью были расширены.
На этом этапе основная работа Комитета была связана с формированием баз данных по земельным участкам, подготовкой документов, необходимых для разграничения прав собственности на землю на территории Читинской области, разработкой нормативно-правовых актов по управлению и распоряжению государственной собственностью, мониторингом финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий, контролем за эффективным использованием государственной собственности, оптимизацией государственного сектора экономики.
2003 -2007 гг.
17 ноября 2003 года приказом Министерства имущественных отношений РФ № 524 было образовано Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Читинской области – федеральный орган исполнительной власти, наделённый правами управления и распоряжения собственностью Российской Федерации на территории Читинской области. В связи с этим Комитет по управлению имуществом Читинской области утратил полномочия по управлению и распоряжению федеральной собственностью.
С указанного момента задачи по распоряжению и управлению государственным имуществом, находящимся на территории Читинской области, решаются двумя государственными органами исполнительной власти, деятельность которых тесно взаимосвязана: Комитетом по управлению государственным имуществом Читинской области – органом исполнительной власти Читинской области, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению областной собственностью, и Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению федеральной собственностью.
В связи с упразднением в 2004 году Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству Комитет по управлению государственным имуществом Читинской области был наделен полномочиями по финансовому оздоровлению и банкротству в части: направления ходатайства в арбитражный суд о введении (продлении) внешнего управления в отношении градообразующей организации; определения требований к кандидатуре внешнего управляющего и направления их в саморегулируемые организации арбитражных управляющих при представлении поручительства по обязательствам должника - градообразующей организации; принятия своевременных мер по предупреждению банкротства государственных унитарных предприятий; представления законных интересов Читинской области при проведении процедур банкротства в отношении государственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей государственного участия Читинской области и участие в собраниях кредиторов данных предприятий, в судебных заседаниях.
В соответствии с поручением Губернатора Читинской области с 2004 года в Комитет стал активно заниматься работой по выявлению на территории Читинской области бесхозяйных и брошенных объектов недвижимости и вовлечению их в хозяйственный оборот.
В 2006 году начата реализация приоритетных национальных проектов «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», «Образование» и «Здоровье». Создается основа для решения назревших проблем повышения качества образования, улучшения здоровья населения, обеспечения граждан доступным и комфортным жильем, формирования достойных условий жизни на селе и развития агропромышленного производства.
В основу реализации приоритетных национальных проектов были положены соответствующие нормативные и ненормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, федеральные и региональные целевые программы. Успешное воплощение этих норм в жизнь было бы невозможно без их неукоснительного исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, поэтому постановлением Администрации Читинской области от 10 октября 2006 г. № 260-А/п «Об организации работы по передаче материальных ценностей в рамках приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения и образования» было установлено, что уполномоченным исполнительным органом государственной власти Читинской области по приему в собственность Читинской области и передаче в собственность муниципальных образований материальных ценностей в рамках приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения и образования является Комитет по управлению государственным имуществом Читинской области.
При активной участии Комитета в региональную собственность поступили такие материальные ценности как медицинское оборудование, машины скорой медицинской помощи, реанимобили, диагностические средства, антиретровирусные препараты, дорогостоящие лекарственные средства, автобусы для общеобразовательных учреждений, учебное и учебно-наглядное оборудование. Получателями указанных материальных ценностей являлись государственные и муниципальные учреждения здравоохранения и образования.
3 октября 2006 года распоряжением Администрации Читинской области № 670-А/р была одобрена Концепции управления государственным имуществом Читинской области на период до 2009 года, предложенная Комитетом по управлению государственным имуществом Читинской области. С указанного момента деятельность Комитета направлена на поэтапное сокращение избыточного государственного имущества Читинской области, которое не обеспечивает выполнение государственных полномочий (функций), внедрение новой модели управления государственным имуществом Читинской области, основанной на принципе строгого соответствия состава областного имущества государственным полномочиям (функциям)
В указанный период Комитетом по управлению государственным имуществом Читинской области также разрабатываются и реализуются ряд областных целевых программ: «Развитие системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Читинской области на 2002-2006 годы» (утверждена постановлением Администрации Читинской области от 17.12.2002 года № 308-А/п); «Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования имущественных отношений» областной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2003-2007 годы)» (утверждена постановлением Администрации Читинской области от 16 августа 2002 года № 154-А/п); «Развитие рынка ценных бумаг на территории Читинской области (2006-2008 годы)» (утверждена постановлением Губернатора Читинской области от 28 февраля 2007 года № 16).
2008 год.
С 01 февраля 2008 года в соответствии с Законом Читинской области от 21 ноября 2007 года № 1046-ЗЧО «Об установлении полномочия Администрации Читинской области по распоряжению земельными участками на территории города Читы» Администрации Читинской области переданы полномочия по распоряжению земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена.
Постановлением Администрации Читинской области от 21 января 2008 года № 10-А/п «О некоторых полномочиях Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области» уполномоченным исполнительным органом государственной власти Читинской области по распоряжению земельными участками на территории города Читы, государственная собственность на которые не разграничена, определен Комитет по управлению государственным имуществом Читинской области.
История создания и деятельности Департамента государственного имущества Агинского Бурятского автономного округа
11 декабря 1991 года решением Совета народных депутатов Агинского Бурятского автономного округа XXI созыва (девятая сессия) создан Комитет по управлению государственным имуществом Агинского Бурятского автономного округа. С начала создания Комитет осуществлял функцию фонда имущества Агинского Бурятского автономного округа. На основании распоряжения Министерства государственного имущества Российской Федерации № 67 от 16.04.1999 г комитету были делегированы полномочия территориального органа Министерства государственного имущества Российской Федерации в соответствии с Соглашением об обязательствах Министерства государственного имущества Российской Федерации и Главы администрации Агинского Бурятского автономного округа. Приказом Министерства имущественных отношений Российской Федерации №608 от 22.12.2003 г образовано территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Агинскому Бурятскому автономному округу.
08 ноября 2005 года распоряжением Главы Администрации Агинского Бурятского автономного округа № 545 «О реорганизации исполнительных органов государственной власти округа» образован Департамент государственного имущества Агинского Бурятского автономного округа, который является правопреемником Комитета по управлению государственным имуществом по Агинскому Бурятскому автономному округу.
Список публикаций
Комитету по управлению государственным имуществом Читинской области – 10 лет» (интервью журналиста Игоря Жукова со специалистами Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области, газета «Азия-Экспресс», октябрь 2001 года);
«Собственников станет больше» (интервью с заместителем председателя Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области Мироновым В.М., газета «Забайкальский рабочий, январь 2002 года);
«Земельный Кодекс» (интервью с заместителем председателя Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области Мироновым В.М., газета «Забайкальский рабочий, февраль 2002 года);
«Земельный Кодекс» (интервью журналиста с заместителем председателя Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области Мироновым В.М., газета «Забайкальский рабочий, март 2002 года);
«Землёй надо управлять» (интервью с начальником отдела Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области Казаковым А.В., газета «Забайкальский рабочий, август 2002 года);
«Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (интервью с заместителем председателя Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области Мироновым В.М., газета «Забайкальский рабочий, декабрь 2002 года);
Юрий Бондаренко «Управление государственной собственностью дело непростое» (газета «Азия-Экспресс», февраль 2003 года № 7);
«Альма-матер и выпускники.» (интервью с С.Новиченко, Университетская газета 16.09.2004 № 3);
А.Баринов «К единой системе управления госимуществом» (газета «Забайкальский рабочий», 09.02.2005 № 19);
Ю.Бондаренко «Имущественный вопрос задал врасплох?» (газета «Азия-Экспресс», 14.04.2005 года № 15);
Е.Юрова «Остались только ресурсы» (газета «Забайкальский рабочий», 18.05.2005 № 72);
В.Петров «Ваучер: первый шаг в рынок» (газета «Азия-Экспресс», 13.10.2005 года № 46);
В.Петров «Ваучер: первый шаг в рынок» (газета «Азия-Экспресс», 20.10.2005 года № 47);
А.Ильин «Проблемы жилья и имущества» (газета «Забайкальский рабочий», 22.11.2005 № 198);
С.Забелин «Имущество и закон» (газета «Забайкальский рабочий», 24.11.2005 № 200);
А.Баринов «26 ноября 1995 года…» (газета «Забайкальский рабочий», 26.11.2005 № 203);
А.Якимов «Имущественный гордиев узел нужно разрубить» (газета «Азия-Экспресс», 01.12.2005 года № 56);
«Практика шагнула дальше, чем право» (интервью с депутатом Государственной Думы В.Плескачевским, газета «Забайкальский рабочий», 03.12.2005 № 208);
С.Забелин «Бизнес, земля, имущество» (газета «Забайкальский рабочий», 30.12.2005 № 228-229);
Д.Быков «Надо было взятки брать?» (собеседник 2005 год, № 34);
«Комитет по управлению госимуществом подвел итоги за год» (газета «Азия-Экспресс», 26.01.2006 года № 5);
С.Забелин «Земельный участок: изъять по закону» (газета «Забайкальский рабочий», 04.09.2006 № 171);
Задача-2009. Административная реформа и имущественные отношения» (интервью с председателем Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области А.Беспечанским, газета «Забайкальский рабочий», 19.05.2006 № 96);
В.Петров «Ваучер: трамплин в рыночную экономику» (газета «Азия-Экспресс», 19.10.2006 года № 54);
В.Петров «Ваучер: трамплин в рыночную экономику» (газета «Азия-Экспресс», 26.10.2006 года № 56);
«Забытое старое Государство сказало: «А». Теперь осталось выучить весь алфавит» (интервью с начальником Управления корпоративного анализа, финансового оздоровления и сводной отчетности Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области С.Новиченко, газета «Забайкальский рабочий», 15.11.2006 № 228);
«Презумпция приватизации. Пятнадцать лет продолжается в России реформирование собственности» (газета «Забайкальский рабочий», 12.12.2006 № 247);
«Плюсов больше, чем минусов. Имущественные отношения: итоги минувшего года» (интервью с председателем Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области А.Беспечанским, газета «Забайкальский рабочий», 16.01.2007 № 7).
II. Публикации сотрудников Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области
1. Монографии:
Селютин Д.Э. «Региональный хозяйственный механизм в условиях трансформации национальной экономики» (Чита, 1999 год).
2. Статьи в средствах массовой информации:
И.Кочнева «Землей нельзя распорядиться грамотно,если нет градостроительных планов (газета Комсомольская правда, 5-12.06.2008, №83-т);
И.Кочнева «Согласованность будет обеспечена. Самовольная застройка и земельные отношения» (газета «Забайкальский рабочий», 16.10.2007 № 193);
И.Кочнева «Регулирования земельных отношений в условиях интеграции двух самостоятельных субъектов Российской Федерации (Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа) в Забайкальский край (научно-практический правовой журнал Закон и практика №4 (28), 2008 год);
И.Кочнева «Правовое регулирование оборота земельных участков, расположенных на приграничных территориях Российской федерации, как один из способов обеспечения безопасности Российской федерации ((международная научно-практическая конференция Безопасность личности, общества, государства, ЧитГУ, Чита 2007);
И.Кочнева «Некоторые проблемы правоприменения при объединении субъектов Российской Федерации (Читинской области и Агинского Бурятского Автономного округа) в сфере земельных правоотношений (VIII всероссийская научно-практическая конференция «Кулагинские чтения» 27-28 ноября 2008 года, Читинский государственный университет);
Селютин Д.Э. «О коммерциализации государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий путём преобразования в акционерные общества» (газета «Забайкальский рабочий», июль 1992 года);
Селютин Д.Э. «Приватизируя предприятия, мы не обеспечим адекватного экономического сопровождения»» (газета «Азия-Экспересс», 1993 год);
Цыбенов Б.-Ж.Ж. «Переоценка – дело такое» (газета «Азия-Экспресс», июнь 1997 года);
Князева Л.М. «Собственник нуждается в защите закона» (газета «Читинское обозрение», июль 2001 года);
Миронов В.М. «Земля – как много в этом звуке для сердца русского…» (газета «Азия-Экспресс», март 2002 года);
Миронов В.М. «Земля – это Россия» (газета «Забайкальский рабочий», июль 2002 года);
Черкашин Л.Г. «Работаем на одной земле» (газета «Забайкальский рабочий», ноябрь 2002 года);
Князева Л.М. «Земля, я твой хозяин» (газета «Азия-Экспресс», январь 2003 года);
Миронов В.М. «Кто земле хозяин?» (газета «Забайкальский рабочий», август 2003 года);
Гайгул А.В. «На пути к цивилизованному рынку земли» (газета «Забайкальский рабочий», 2003 год);
Гайгул А.В. «Проблемы государственной регистрации прав на землю» (газета «Забайкальский рабочий», 2003 год);
Гилёва С.Ю. «Приватизация земельных участков» (газета «Азия-Экспресс», декабрь 2003 года);
Кочнева И.В.«Разъяснения по вопросу наследования земельных участков, земельных долей из состава земель сельскохозяйственного назначения» (газета «Забайкальский рабочий», август 2005 года);
И.Кочнева «Земля по наследству» (газета «Забайкальский рабочий», 24.08.2005 № 131);
Выскубова Ю.В. «Деловая игра как форма освоения представителями государства в органах управления хозяйственных обществ законодательства об акционерных обществах» (журнал «Акционерный вестник», август 2005).
И.Кочнева «Теоретические проблемы национальной безопасности в сфере земельных правоотношений, разграничение государственной собственности на землю и их политико–правовое регулирование» (материалы региональной научной конференции «Проблемы национальной безопасности России – региональный аспект». В 2-х тт. Т.1. – Чита: ЧитГУ, 2005. -243 с.);
И.Кочнева «Вопросы правового регулирования наследования земельных участков (земельных долей) из состава земель сельскохозяйственного назначения» (Журнал «Имущественные отношения в Российской Федерации» №9 (60) 2006);
И.Кочнева «Проблемы применения норм пункта 8 статьи 28 Федерального закона №178-ФЗ от 21.12.2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества» в сфере земельных отношений» (Журнал «Имущественные отношения в Российской Федерации» №9 (60) 2006);
Л.Горлова «На пути реализации Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» (газета «Азия-Экспресс», 03.08.2006 года № 42);
С.Гладкова «Собственность 1991-1994» (газета «Забайкальский рабочий», 11.09.2006 № 176);
Л.Князева. «Земельные отношения: проблемы и решения. К 15-летию Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области» (газета «Забайкальский рабочий», 12.09.2006 № 177);
И.Кочнева «Регулирования земельных отношений в условиях интеграции двух самостоятельных субъектов Российской Федерации (Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа) в Забайкальский край (научно-практический правовой журнал Закон и практика № 4 (28), 2008 год);
3. Информационные бюллетени:
Информационно-методический бюллетень № 1 «Организация земельных арендных отношений» (г. Чита, 2002 год);
Информационно-методический бюллетень № 2 «Приватизация и предоставление земельных участков» (г. Чита, 2002 год);
Информационно-методический бюллетень № 3 «Методические рекомендации по сдаче в аренду государственного имущества. Особенности приобретения и сдачи в аренду объектов, являющихся памятниками истории и культуры» (г. Чита, 2002 год);
Информационно-методический бюллетень № 4 «Методические рекомендации по вопросам организации арендных отношений с государственными землями» (г. Чита, 2002 год);
Информационно-методический бюллетень № 5 «Организация управления земельными ресурсами на территории муниципальных образований» (г. Чита, 2003 год);
Информационно-методический бюллетень № 6 «Земли сельскохозяйственного назначения на территории Читинской области» (г. Чита, 2004 год);
Информационно-методический бюллетень № 7 «Методические рекомендации по организации учёта государственного имущества в Читинской области» (г. Чита, 2004 год);
Информационный бюллетень «Методическое пособие «Особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения» (журнал Аграрный вестник Забайкалья, специальный выпуск, 2005 год).
4. Сборники нормативно-правовых документов:
Сборник нормативных правовых актов по управлению государственным имуществом Читинской области (город Чита, 2003 год);
Сборник нормативных правовых актов по управлению государственным имуществом Российской Федерации (город Чита, 2003 год);
Сборник нормативных правовых актов по управлению и распоряжению земельными ресурсами (город Чита, 2003 год).