Информация об исполнении пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 23 декабря 2015 года, № Пр-15ГС от 02.01.2016г.
Информация об исполнении пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации, № Пр-15ГС от 02.01.2016г.
1. По пункту «а» (предусмотреть в рамках дополнительного профессионального образования обучение педагогических работников методам воспитания и социализации учащихся, в том числе с ограниченными возможностями здоровья).
За 8 месяцев (январь-август) 2016 года были реализованы 27 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и 6 программ профессиональной переподготовки, в рамках которых прошли обучение 1542 педагогических работника по вопросам воспитания и социализации учащихся, в том числе учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
2. По пункту «б» (разработать и реализовать комплекс мер, направленных на создание условий для получения качественного образования в образовательных организациях со стабильно низкими образовательными результатами).
Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края реализуется государственная программа Забайкальского края «Развитие образования Забайкальского края на 2014-2020 годы». В данную программу включена подпрограмма «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования», предусматривающая, в том числе и мероприятия, направленные на повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных условиях путем реализации региональных проектов и распространения их результатов. В соответствии с программой доля муниципальных систем общего образования, в которых разработаны и реализуются мероприятия по повышению качества образования в общеобразовательных организациях, стабильно показывающих низкие образовательные результаты по итогам учебного года, и в общеобразовательных организациях, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, в общем количестве муниципальных систем общего образования к концу 2016 году должна увеличиться до 58 % (2014 г. — 17%, 2020 г. — 100%). Удельный вес численности обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях общего образования в соответствии с основными современными требованиями (с учетом федеральных государственных образовательных стандартов) в общей численности обучающихся в образовательных организациях общего образования в 2016 году должен составить 73 % , к 2020 году — 100 % (2014 г. - 59,8 %).
В 2016 году Забайкальский край вошел в список участников проекта по разработке модельных региональных программ, направленных на повышение качества обучения в общеобразовательных организациях. Федеральным оператором на основе анализа открытых данных, размещенных в сети Интернет, был осуществлен отбор 10 общеобразовательных организаций Забайкальского края — участников проекта для проведения анализа деятельности по повышению качества обучения.
Региональным координатором реализации направления определено ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».
В крае реализуется Комплекс мероприятий, направленных на создание условий для получения качественного общего образования в образовательных организациях со стабильно низкими образовательными результатами, в том числе повышение профессионального уровня руководящего и педагогического состава образовательных организаций:
1) разработаны:
дополнительная профессиональная программа «Сопровождение реализации проекта резильентных школ» (72 ч.), обучено 60 чел.;
программы учебного модуля «Актуальные проблемы введения ФГОС для обучающихся с ОВЭ» (72 ч.);
2) проведено:
анализ образовательного запроса руководителей, педагогов резильентных школ (МБОУ СОШ 24 г.Читы, МБОУ СОШ 44 г.Читы, МОУ Александрово-Заводская СОШ) (февраль 2016 года);
групповые и индивидуальные консультации для педагогов, руководителей резильентных школ (март-май 2016 года);
вебинары, семинары для педагогов резильентных школ (МБОУ СОШ 24 г.Читы, МБОУ СОШ 44 г.Читы, МОУ Александрово-Заводская СОШ).
Разработаны индивидуальные учебные планы, индивидуальные образовательные программы профессионального развития педагогов резильентных школ (март-апрель 2016 года).
По итогам 2015-2016 учебного года руководителями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в целом по краю к школам со стабильно низкими образовательными результатами отнесено 47 общеобразовательных организаций, в том числе 36 средних и 11 основных школ. Из данного перечня 8 школ имеют худшие результаты по русскому языку и математике (базовый уровень) по результатам государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена 2016 года.
С целью сокращения количества общеобразовательных организаций, имеющих стабильно низкие образовательные результаты, Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края реализуется комплекс мероприятий, направленных на создание условий для получения качественного общего образования, включающий:
1) оптимизацию сети образовательных организаций, в том числе за счет создания крупных образовательных комплексов на базе лучших школ путем присоединения к ним неконкурентоспособных образовательных организаций;
2) повышение качества и результатов государственной итоговой аттестации обучающихся.
Для проведения экзаменов в 2016 году было организовано 84 пункта проведения экзаменов (ППЭ). Все ППЭ оборудованы системами видеонаблюдения. Количество аудиторий, в которых видеонаблюдение велось в режиме оn-Iinе, составило 77 % (57% в 2015 году, 34% в 2014 году).
В ГИА 2016 года участвовало 6154 человека, 215 участников сдавали государственный выпускной экзамен.
Улучшены результаты по математике по сравнению с прошлым годом на 4%. Математику базового уровня сдали 93,7 % выпускников, профильного уровня — 80,43 %. По русскому языку успеваемость осталась на уровне прошлого года.
Улучшены результаты по информатике (на 8-13%), истории (на 4%), географии (на 6%), английскому языку (на 9%).
Снизились результаты по физике, биологии, химии на 4-5 %, на 3-5 баллов снизился среднетестовый балл, на 6-8 % уменьшилось количество выпускников, набравших более 55 баллов;
3) внедрение новых федеральных образовательных стандартов общего образования (далее — ФГОС ОО).
С 01 сентября 2016 года в штатном режиме по новым стандартам будут обучаться все учащиеся начальной школы и учащиеся 5, 6 классов - 88031 чел. В режиме апробации на уровне основного общего образования в 2016- 2017 учебном году будут обучаться учащиеся 7, 8, 9 классов 114 пилотных школ (13 146 чел.). Согласно данным ведомственного мониторинга общее количество обучающихся в соответствии с новыми стандартами на уровне начального и основного общего образования составляет 101177 чел. — 72 % от общего количества обучающихся общеобразовательных организаций.
Кроме того, в пилотном режиме осуществляется работа по введению ФГОС среднего общего образования в 73 школах края. Обеспечена готовность общеобразовательных школ края начать обучение по ФГОС ОВЭ с 01 сентября 2016 года;
4) обеспечение подвоза школьников к месту получения образования.
На территории Забайкальского края специальные школьные перевозки организованы 34 муниципалитетами (искл. Агинский район). Школьными автобусами в количестве 321 единицы обеспечены 264 общеобразовательные организации. Более 80 % перевозок по данным регионального мониторинга связаны с предоставлением обучающимся права изучать профильные предметы, получать дополнительное образование в сетевых ресурсных центрах, школах, имеющих учителей высокой квалификации.
В сентябре 2016 года в Забайкальский край будет поставлено 60 новых автобусов вместимостью от 12 до 47 чел., которые будут направлены в образовательные организации;
5) организацию сетевого взаимодействия образовательных организаций и дистанционного обучения школьников.
В целях повышения качества образования в сельских малокомплектных, малочисленных, труднодоступных, приграничных школах Забайкальского края создана сеть образовательных организаций, реализующих дистанционное обучение. В каждом муниципальном образовании, функционируют муниципальные ресурсные центры (далее — МРЦ), оснащенные современным оборудованием. Создано инновационное образовательное пространство, стимулирующего развитие ребенка и обеспечение возможности построения индивидуальной образовательной траектории.
Организована масштабная подготовка и профессиональная переподготовка педагогических кадров на базе Центра информационных технологий образования и дистанционного обучения ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».
На настоящий момент доля педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию (из числа участвующих в реализации проекта) составляет 87 %. Все педагоги — руководители МРЦ, сетевые учителя и тьюторы прошли специализированное обучение на базе ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края».
Количество МРЦ увеличилось с 11 (2011 г.) до 35 (2016 г.). Количество школ, участвующих в сетевом взаимодействии, увеличилось с 31 (2011 г.) до 311 (2016 г.), охват школьников, обучающихся дистанционно, вырос с 608 учеников (2011 г.) до 5001 (2016г.);
6) модернизацию и совершенствование материально-технической базы образовательных организаций.
В 2016 году в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы Забайкальскому краю предусмотрены федеральные субсидии:
в объеме 248 135,2 тыс. руб. на содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях. Данные финансовые средства будут направлены на завершение строительства новой школы с пристроенным детским садов в с. Кадахта Карымского района и школы в с.Сохондо Читинского района;
в объеме 22 797,5 тыс. руб. на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом. До конца года будет проведен капитальный ремонт и приобретено спортивное оборудование для 26 общеобразовательных организаций, увеличено количество спортивных клубов, построены открытые плоскостные спортивные сооружения, созданы спортивные клубы.
В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «доступная среда на 2014-2020 годы» за счет средств федеральной субсидии (20 419,4 тыс. руб.) и средств регионального бюджета (8 751,2 тыс. руб.) с целью создания условий для получения детьми- инвалидами качественного образования в 11 образовательных организациях будут проведены работы по созданию архитектурной доступности зданий для различных категорий детей с инвалидностью, приобретено специализированное коррекционно-реабилитационное оборудование и учебники;
7) повышение качества кадрового обеспечения региональной системы образования.
Одним из условий повышения эффективности образования является и повышение качества кадрового потенциала системы образования, в том числе повышение профессиональной квалификации педагогов.
За 8 месяцев (январь — август) 2016 года реализованы 27 дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и 6 программ профессиональной переподготовки, в рамках которых прошли обучение 1542 педагогических работника по вопросам воспитания и социализации учащихся, в том числе учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В целом около 6 тыс. педагогических работников прошли переподготовку или курсы повышения квалификации. В общей сложности 96,4 % педагогов общего образования прошли повышение квалификации по программам перехода на ФГОС.
Продолжена работа по увеличению доли педагогов, имеющих первую и высшую квалификационные категории, увеличению доли молодых педагогов в системе образования края.
3. По пункту «в» (обеспечить предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации единых социальных гарантий учащимся образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, вне зависимости от формы собственности таких организаций).
Инфраструктура системы общего образования включает 584 государственные, муниципальные, негосударственные общеобразовательные организации с охватом 141931 обучающегося. Все образовательные организации имеют документы (или переоформляют в плановом порядке), устанавливающие право осуществления образовательной деятельности по программам общего образования, в том числе адаптированным образовательным программам.
Предоставление единых социальных гарантий учащимся образовательных организаций различных форм собственности, реализующих общеобразовательные программы, обеспечивается посредством:
1) лицензирования образовательных организаций, аккредитации основных образовательных программ, устанавливающих соответствие деятельности образовательных организаций требуемым нормам;
2) введения и соблюдения всеми общеобразовательными организациями единых ФГОС общего образования. Сегодня в Забайкальском крае по ФГОС обучается 72 % учащихся от общего количества школьников региона;
3) обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее - ОВЭ) с учётом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
В крае 7 228 чел. обучаются в общеобразовательных школах, 405 чел. — в коррекционных классах, 1127 чел. - в специальных (коррекционных) школах, 98 чел. — дистанционно, 1325 - индивидуально на дому по адаптированной образовательной программе. В 120 школах созданы условия для организации инклюзивного обучения детей с ОВЭ и детей-инвалидов. С 1 сентября 2016 года все общеобразовательные организации в штатном режиме будут осуществлять обучение детей с ОВЭ и детей-инвалидов в соответствии с ФГОС начального образования обучающихся с ОВЭ и обучающихся с умственной отсталостью.
4. По пункту «г» (представить предложения по формированию системы взаимодействия образовательных организаций с родителями (законными представителями) в целях их оперативного информирования в случае выявления фактов отсутствия детей на учебных занятиях).
В целях формирования системы взаимодействия образовательных организаций с родителями (законными представителями) для их оперативного информирования в случае выявления фактов отсутствия детей на учебных занятиях, в общеобразовательных организациях разработаны и утверждены соответствующие локальные акты. Ежедневный контроль за посещаемостью учебных занятий осуществляет классный руководитель, дежурный администратор, социальный педагог.
Работа проводится в тесном взаимодействии общеобразовательных организаций с родителями несовершеннолетних, органами местного самоуправления в сфере образования, муниципальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделами УМВД России по Забайкальскому краю, учреждениями социального обслуживания, учреждениями здравоохранения.
Общими направлениями работы являются:
организация ежедневного дежурства (дежурный администратор, дежурный учитель, дежурный класс) в целях выявления отсутствующих школьников с обращением особого внимания на детей «группы риска» и находящихся на подвозе к месту учебы;
ведение школьной документации (классный журнал, электронный дневник, электронный журнал, социальный паспорт семьи); своевременное информирование классного руководителя родителями о предстоящем отсутствии ребенка на занятиях в школе;
своевременное информирование родителей и выяснение причин отсутствия обучающихся на учебных занятиях и внешкольных мероприятиях, обязательных для посещения;
организация социально-психологического и педагогического сопровождения обучающегося, склонного к пропускам уроков без уважительной причины, с целью установления и уменьшения воздействия факторов, способствующих формированию такого поведения;
организации деятельности Советов профилактики, Административных советов, органов государственно-общественного управления образованием (родительский комитет, Управляющий совет, Совет отцов, Совет наставников и пр.), ученического самоуправления общеобразовательной организации;
взаимодействие с другими заинтересованными организациями и органами системы профилактики по раннему выявлению детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, в целях оказания мер социальной поддержки, предотвращения несчастных случаев, бродяжничества и безнадзорности (организация бесплатного школьного питания для детей из малоимущих семей, проведение ежегодной акции «Все дети в школу», подворные обходы и др.);
обеспечение возможности обучения школьника с использованием сетевых образовательных ресурсов при вынужденных пропусках занятий (при наличии доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и медицинских показаний).
Все общеобразовательные организации Забайкальского края подключены к региональной информационной системе «Электронный дневник», где учащиеся и родители имеют персональный логин и пароль доступа. Родители, имеющие доступ в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», могут получить информацию о температурном режиме в школе, карантине, пропусках или успеваемости, написать сообщение классному руководителю, учителю-предметнику. Родители, не имеющие доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», могут подключить услугу операторов сотовой связи на получениеsms-сообщений об отсутствии ребенка на учебных занятиях и обязательных для посещения внеклассных мероприятиях на мобильный телефон на добровольной (платной) основе.
В целях создания системы оперативного информирования в случае выявления фактов отсутствия детей на учебных занятиях, усиления безопасности процесса обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, считаем необходимым создание специальной школьной службы на основе аппаратно-программного комплекса «Универсальная Электронная Школьная Карта». данная система позволяет получать оперативную информацию обо всех действиях ребенка с применением электронной карты (время прихода в школу и ухода, баланс лицевого счёта) через SMS-информирование, проект «Электронный дневник».
В данных целях считаем необходимым предусмотреть на федеральном и региональном уровнях комплекс мер по обеспечению образовательных организаций аппаратно-программными комплексами «Универсальная Электронная Школьная Карта» с целевым финансированием данных мероприятий.
5. По пункту «д» (рассмотреть вопрос об оптимизации электронного и бумажного документооборота с учетом оснащенности компьютерным оборудованием общеобразовательных организаций, а также с учетом мнения родителей учащихся).
В 2016 году при заключении государственных контрактов без увеличения объемов финансирования Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края удалось увеличить скорость доступа к сети интернет для 15 % школ и осуществить отказ от подключения со скоростью 128 Кбит/с. Для 58 школ края организован доступ по единому групповому каналу «широкая полоса», что позволило увеличить скорость с 256 Кбит/с до 1024 Кбит/с, 17 школ переведены на скорость 4096 Кбит/с в результате постройки оптоволоконных линий. В настоящее время 218 (38 %) образовательных организаций края имеют скорость Интернет-трафика более 1 Мбит/с. Все школы оснащены компьютерными классами, в учебном процессе используется более 18 тыс. компьютеров в расчете: 21 обучающийся на 1 компьютер в городских школах и 17 обучающихся на 1 компьютер в сельских школах, что позволяет перейти информационные технологии в полном объеме и использовать только электронную форму учета успеваемости.
С целью сокращения электронного и бумажного документооборота в Забайкальском крае проводится большая работа по развитию единой информационно-образовательной среды, в том числе по созданию и разработке образовательного портала Забайкальского края, который включает в себя систему электронного мониторинга, блок новостей системы образования, базу данных, методические материалы. Благодаря применению единого хранилища данных, на несколько порядков упрощается трудоемкость внедрения и сопровождения системы мониторинга качественных индикаторов отрасли образования. Данная информационная система функционирует на базе Центра информационных технологий образования и дистанционного обучения ГБОУ ДПО «Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» и позволяет использовать электронную базу данных без дополнительных запросов на бумажных носителях. Проведена работа по 100 % охвату образовательных организаций методической и технической поддержкой внедрения новых информационных технологий посредством «облачных» сервисов, предоставляемых образовательным порталом www.zabedu.ru.
Автоматизирована процедура приема и обработки обращений образовательных организаций края. В настоящий момент на портале функционируют: система мониторинга, конструктор сайтов, электронное комплектование, система черных/белых списков, система дистанционного обучения, конструктор блогов, хостинг сайтов образовательных организаций, сетевое сообщество педагогов, система службы технической поддержки, электронный журнал и дневник, электронная очередь, информирование об образовательной организации, система биллинга, система медико-социально-психологического тестирования. На уровне региона эффективно функционирует корпоративный почтовый сервер, позволяющий оперативно осуществлять обмен данными как между органами управления образованием и образовательными организациями, так и между образовательными организациями. Наиболее эффективно используют данный почтовый сервер педагоги г.Читы, Краснокаменского и Борзинского районов.
С 2014 года Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края проводились работы по предоставлению первоочередных услуг в электронном виде. На настоящий момент закуплена и функционирует региональная информационная система, позволяющая предоставлять такой перечень услуг, как информирование об успеваемости учащихся (электронный журнал и дневник), информирование об образовательной организации, запись в образовательную организацию.
В 2015 году в опытную эксплуатацию внедрена автоматизированная информационная система «Контингент», которая будет запущена в промышленную эксплуатацию с 01 октября 2016 года и позволит сконцентрировать в единой базе данных сведения обо всех обучающихся края на всех ступенях образования и предоставляемых образовательных услугах. Данная система позволяет автоматически формировать информацию об успеваемости, посещаемости обучающихся в разрезе региона, муниципалитета, школы и отдельного ученика, что сокращает дополнительные запросы.
Через систему АИС Контингент и Дневник.ру осуществляется доступ родителей (законных представителей) обучающихся к информации о текущей успеваемости, посещаемости и образовательной деятельности школы.
В настоящее время 100 % общеобразовательных организаций края имеют стабильно функционирующие и регулярно обновляемые сайты, на которых по мере необходимости проводится автоматизированный опрос родителей (законных представителей) по актуальным вопросам образования. Кроме того, на каждом сайте есть возможность для родителей направить администрации школы интересующие их вопросы.
Работа по оптимизации электронного и бумажного документооборота в Забайкальском крае будет продолжена. По итогам мониторинга опроса родителей замечаний по данному вопросу не выявлено.
6. По пункту «е» (продолжить работу по контролю за проведением в 2016 году единого государственного экзамена в соответствии с требованиями законодательства).
Министерством образования науки и молодежной политики Забайкальского края разработана система мер, направленных на повышение ответственности руководителей общеобразовательных учреждений и пунктов проведения единого государственного экзамена (далее — ППЭ, ЕГЭ), а также лиц, привлекаемых к проведению ЕГЭ в 2016 году.
Перечень мер закреплен приказами Министерства образования Забайкальского края, в соответствии с которыми утверждена организация, выполняющая функции регионального центра обработки информации государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов в 2016 году и утвержден список лиц, имеющих доступ к материалам ЕГЭ и государственной итоговой аттестации лиц, завершивших обучение по программам основного общего образования.
В целях соблюдения информационной безопасности разработан и утвержден Порядок приема, передачи, учета, использования, хранения и уничтожения материалов и документов, контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации в 2016 году на территории Забайкальского края, утверждены формы документов, подтверждающих полномочия лиц, имеющих право находиться в ППЭ в день проведения экзамена. Назначен ответственный за информирование Рособрнадзора и ФЦТ о мерах, принятых по фактам опубликования КИМ ЕГЭ в сети Интернет, наличия и использования средств связи в ППЭ, о результатах расследования, указанных фактов, в случае их свершения. Обсуждение вопроса о выполнении требований режима информационной безопасности при проведении ЕГЭ в Забайкальском крае было вынесено на заседание Государственной экзаменационной комиссии Забайкальского края (далее — ГЭК).
Для обеспечения прозрачности и объективности проведения процедуры ЕГЭ на протяжении ряда лет привлекаются общественные наблюдатели. В Забайкальском крае институт аккредитованных общественных наблюдателей включает представителей общественных организаций, родительских комитетов; попечительских советов образовательных учреждений; Общественной палаты Забайкальского края; средств массовой информации; органов власти разных уровней, других категорий, в 2016 году их численность составила 1922 человека. В 2016 году контроль за соблюдением процедуры ЕГЭ в Забайкальском крае (помимо руководителей ППЭ, членов ГЭК, федерального инспектора, представителей Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, специалистов Управления лицензирования, государственной аккредитации, контроля и надзора в сфере образования), общественное наблюдение осуществлялось на портале «Смотри ЕГЭ», для чего были привлечены 13 наблюдателей из числа представителей общероссийской общественной организации «Российский Союз Молодёжи».
С 2014 года в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 года № 1400, предусмотрено обязательное оснащение ППЭ стационарными или переносными металлоискателями и средствами видеонаблюдения. Всего для проведения ЕГЭ в 2016 году на территории Забайкальского края были задействованы 84 ППЭ, более 450 аудиторий. Системами видеонаблюдения оснащены все ППЭ. В целях исключения возможности использования на экзаменах запрещенных средств связи, при входе в ППЭ, специалисты, ответственные за организацию входного потока, использовали ручные металлодетекторы.
Работа по совершенствованию механизмов, обеспечивающих информационную безопасность, объективность оценивания работ, прозрачность проведения процедуры ЕГЭ будет продолжена.